1984 год. Победы истинные и преходящие

Год начался событийно: ЦК КПСС преподнес народу проект "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Дело, впрочем, давно жданное, многими учителями вымученное и выношенное – творчеству ведь, педагогическому нет никакого разгона из прокрустова ложа методичек и другой документации. А оно необходимо – новое качество образования. Вот и задумал1 ЦК поднять работу школы "на новый уровень, соответствующий: потребностям общества развитого социализма".

Учителя, работники образования обсуждали проект очень: выдержанно. Все материалы – на высокие материи. Никакой тебе тягомотины вроде повышения зарплаты и вообще уровня жизни учителя, строительства школ и т.д. Нет, о высоком долге учителя, о том, что в его руках будущее страны. Только в одном материале от 3 февраля "Заботы школьного учителя" читаем кое-что о низких зарплатах воспитателей в школах-интернатах, о создании условий живущим в них ребятам...

К этому обсуждению еще одно действо: 4 марта – выборы в Верховный Совет СССР. Народ, как водится, выдвигает достойных, их же и выбирает в результате. Зато – нет худа без добра – вся партийная верхушка вышла в люди и редко, но встречается с трудовыми коллективами. Народ на этих встречах как бы безмолвствует – печатаются лишь речи кандидатов.

Между обсуждением и встречами работаем, конечно. Но... энтузиазм трудовой ослабевать, что ли, стал? Критических материалов прибавилось, даже фельетонов, то передовики вдруг отстающие, то чего-то в капстроительстве руки опускаем, не говоря уж про товары народного потребления. Как ни пиши халва, видно, что горько. И мы (я в том числе), журналисты, ну прямо из брюк и юбок вместе с остальными идеологами выпрыгиваем, чтобы энтузиазм не ослабевал. Диву даешься изобретательности: полосы соревнования, трудовые вахты – одна кончается, другая тотчас начинается, на страницах газеты начинают мелькать загадочные цифры +1 и -0,5. Ни за что не догадаетесь, а это, оказывается, повышение производительности труда на 1 процент и снижение себестоимости продукции на 0,5 процента.

Ну выдумщики, просто восхищение берет.

Хлеборобы нынче равняются на степновцев, а животноводы – на новоалександровцев. Помню тот год: не повезло инициаторам соревнования на жатве – степновчанам: огромный урожай "съела" засуха, просто в три дня его спустила. Мне, собкору газеты, нечем было поддержать район, кое-как до конца уборку довели.

Это на земле. А в небе очередной успех космической советской эры – "Союз" Т-10 с Кизимом, Соловьевым и Атьковым на борту. Печатаем биографии космонавтов и точно знаем, чем их наградят в случае благополучной посадки. И сели, установив очередной рекорд, и наградили их. Порадовались, но уже как-то не так, как с Гагариным было – привыкаем к победам в космосе.

Привыкаем и хоронить генсеков – умер Ю. Андропов. Но свято место пусто быть не должно. На него немедленно, до похорон, заступил К. Черненко. Портрет печатаем молодого человека, лет эдак тридцати, а на самом деле ему 73, и, каков он здоровьем на самом деле, скоро увидим – по телевизору. Умер и маршал Д. Устинов...

Жизнь продолжается, и не очень легкая, слово "дефицит" встречается все чаще: в нашем крае им стал и огурец, докатились, громко говорят на собраниях. Правда, за всей этой жизнью и смертями есть нечто непреходящее и единственное, что действительно стоит называть победой, – 40-летие Победы в Великой Отечественной войне. "Ставрополка" задумала к этой дате коллективную повесть. Журналисты и авторы пишут ее от всей души, прекрасным слогом, вкладывая в материалы свою благодарность тем, кто отстоял независимость Родины. Да, то была истинная независимость. А сейчас День независимости РФ от чего или кого мы празднуем?

Чем начался год, тем и закончился – очередным проектом ЦК – по мелиорации земель. Впрочем, опять же для нашего края, это не слово, а дело: систему БСК-3 в строй ввели, но ставропольская пашня требует воды. Тогда и сейчас. Здесь ничего не изменишь – природа...