Ставропольцы задались целью открыть России Сургучева
Заместитель председателя правительства края Ирина Кувалдина провела заседание рабочей группы, посвященное теме возвращения в культурный оборот Ставрополья и России творческого наследия известного литератора, драматурга, публициста, общественного деятеля Ильи Сургучева. В составе рабочей группы представители музейного сообщества, литературоведы, краеведы, писатели, журналисты, общественные деятели. Поводом для обстоятельного разговора послужила выдвинутая около года назад инициатива директора ВГТРК «Ставрополье» Ильи Канавина, предложившего предпринять ряд шагов по восстановлению нашей общей исторической памяти, из которой надолго, на десятилетия, исчезло имя Ильи Сургучева. Почему - понятно. Выпускник Ставропольской духовной семинарии и Санкт-Петербургского университета, автор рассказов и повестей, публицистических статей, романа «Губернатор», пьес, успешно шедших на сценах ведущих российских театров, в 1920 году эмигрировал через Константинополь в Париж, где и провел остальные годы жизни. Умер в Париже в 1956-м.
Речь сейчас идет о реальном возвращении имени и творчества ставропольского классика в Ставрополь - город, который он всю жизнь любил преданной сыновней любовью. Как подчеркнула И. Кувалдина, этот процесс представляет собой целый комплекс мер, организационных, политических, экономических и т. д., а отнюдь не сводится, как порой звучит «в массах», к перенесению праха писателя с парижского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа на Родину. Хотя и это вовсе не исключено, скорее даже, желательно в перспективе. Конечно, как отмечали участники заседания, за последние двадцать лет немало сделано для восстановления имени Сургучева на Родине. Издан ряд книг писателя и литературоведческих о нем. Становятся традиционными ежегодные Сургучевские чтения, появляются новые экспозиции в музеях. Но еще больше предстоит сделать. Поскольку даже сегодня многие ставропольцы почти ничего не знают об этом самом известном ставропольском классике, что уж говорить о России в целом... В настоящее время прорабатываются такие вопросы, как присвоение имени Сургучева средней школе № 4 в Ставрополе, губернаторской премии в области драматургии, публицистики и журналистики. Готовится к изданию сборник избранных произведений, причем таким тиражом, чтобы книга попала во все библиотеки и школы края. Кстати, издательская работа должна быть продолжена: ставропольскими учеными-литературоведами уже подобраны материалы творческого наследия Ильи Сургучева примерно на семь, а то и десять томов.
Имя Сургучева должно быть поднято не на региональном даже, а на российском уровне, уверены инициаторы процесса. Поскольку рассчитан он на предстоящие пять лет, к 140-летию со дня рождения писателя, времени вполне достаточно, чтобы реализовать многое. Тут и постоянная просветительская работа библиотек, музеев, педагогов, средств массовой информации, и новые театральные постановки, и создание серьезного документального фильма, и даже - почему бы и нет - съемка художественного игрового телесериала по произведениям Сургучева. (Есть известный столичный сценарист, заинтересовавшийся, увлекшийся нашим классиком и готовый взяться за написание сценария.) Конечно, для России в целом это вообще будет новое имя. А «раскручивать» новое имя всегда очень сложно, тем более связанное с эмигрантскими кругами. Не так-то просто это делать и на краевом уровне. Необходимо четко обозначить масштаб вопроса, объем средств, направление усилий, объединить всех, кто заинтересован, и определить, кто чем конкретно будет заниматься. Так, «Ставропольская правда» планирует включиться в эту работу новыми публикациями о Сургучеве и его творческом наследии, эта тема газете не чужая, в нашей копилке целый ряд историко-архивных и литературоведческих материалов, публиковавшихся на протяжении двух десятилетий. Вообще, и биография писателя, и его произведения открывают безграничный простор для думающего и живо чувствующего человека. Легендарный Станиславский заказывал совсем еще молодому Сургучеву новую пьесу, а декорации к спектаклю в МХАТ делал сам Кустодиев...
Участники заседания были едины в том, что начатая работа, безусловно, нужна, что имя Ильи Сургучева должно наконец по-настоящему выйти из исторической тени. Важный нюанс: обретение этого имени несомненно добавит имиджу Ставрополья нового шарма, интеллигентности, утонченности, углубленности - словом, всего того, чем в полной мере обладал Илья Дмитриевич Сургучев. У Рязани есть Есенин, у Воронежа - Бунин, у Пензы - Куприн... Вот и Ставрополю есть кем гордиться, кого любить и помнить.
15 июля 2016 года