Спецучреждение временного содержания иностранных граждан в Георгиевске – «золотая» клетка для нелегалов
Ноев ковчег
Они - это сотрудники миграционной службы, а мой визави - нелегальный мигрант по имени Баюд Муайяд, задержанный на Ставрополье и помещенный по решению суда в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, которым за нарушение миграционного законодательства предстоит выдворение из России. Конечно, отправлять мужчину в воюющую страну согласно нормам международного права не будут. Его судьба сейчас решается в самых разных инстанциях. Но Баюду это объяснить трудно: мужчина, как говорится, находится «на взводе» и мало внимает резонам. Впрочем, любой из находящихся здесь людей живет «на нервах», задаваясь вопросом: а что дальше?
Начало работу спецучреждение, расположенное в Георгиевске, чуть больше месяца назад, но пустым не стояло ни одного дня. Таких мигрантов-нарушителей, как Баюд, на момент нашего приезда здесь насчитывалось 47 человек. Своеобразный Ноев ковчег: украинцы, азербайджанцы, турки, таджики, армяне, есть даже болгарин. Но больше всего почему-то узбеков. Еще пятеро бывших «постояльцев» уже отправились на историческую родину в Армению. А всего одновременно здесь могут принять 86 человек.
Строение, сверкающее новеньким ремонтом, отвечает всем требованиям международного права. Здесь есть медицинский кабинет, дезинфекционная камера, санпропускник, медицинский кабинет, столовая, кухня, комнаты на 5 - 6 человек и семейные «апартаменты», где могут проживать супружеские пары как с детьми, так и без них.
- Здесь содержатся нарушители законодательства, поэтому «гулять» свободно по зданию и двору они не имеют права, - рассказывает исполняющий обязанности начальника спецучреждения Анатолий Беспалов. - Но это не значит, что люди сидят целый день по своим комнатам: два раза в день их выводят на прогулки, кроме того, им два раза в неделю разрешены свидания с родственниками и знакомыми. В ближайших планах - оснастить каждую комнату телевизором, оборудовать спортзал с тренажерами. У нас здесь уже есть мини-библиотечка, книги в которую мы собирали с миру по нитке, вскоре пополним ее и правовой литературой.
Мать и дочь
Из 47 иностранцев, ждущих административного выдворения, 45 - мужчины. Но есть и две представительницы прекрасного пола: 32-летняя узбечка Фатима Кучкарова и ее двухлетняя дочь Диана. История женщины, как, впрочем, и всех остальных «постояльцев», запутанная, полная «приключений» и вызывающая сочувствие. Из родного Ургенча Фатима с мужем Азатом в поисках лучшей доли приехали в Россию, поселились в Кисловодске.
- На родине деньги заработать тяжело, работы нет, вот мы и поехали в Россию, - вспоминает она. - Думали, заработаем, разбогатеем. Планировали остаться жить в России, здесь жизнь легче и работа всегда есть...
Она устроилась к частнику-предпринимателю шить тапочки, а муж работал где придется - на стройках подсобником. Чуть позже к супругам присо-единилась дочь Азата от первого брака. Документы, как часто бывает, оформлять семья не торопилась, откладывая это дело в долгий ящик. Потом случилось несчастье - Азат погиб в ДТП. Поехал вместе с напарником на машине работодателя и разбился. Фатима и падчерица, погоревав, стали устраивать личную жизнь: обе нашли сожителей, родили от них детей, но были брошены «мужьями». И продолжали проживать в стране все так же нелегально, перебиваясь случайными заработками. Сколько так продолжалось бы, неизвестно, не попадись Фатима на попытке стащить какую-то безделушку в магазине. Женщину задержали сотрудники торговой точки и передали в руки полиции. Стражи порядка быстро выяснили, что дама с ребенком на руках - нелегалка.
- По решению Кисловодского горсуда мать с дочерью нужно выдворить на родину, - говорит заместитель руководителя УФМС РФ по СК Владимир Кириченко. - Но это дело непростое. У матери паспорт и необходимые документы есть. А вот у маленькой Дианы - лишь справка о рождении, выданная в роддоме Кисловодска. И сейчас мы через посольство Узбекистана собираем необходимые документы для возвращения Кучкаровых на родину.
- Скорей бы уже домой, - вздыхает Фатима. О том, чтобы остаться в России, женщина уже не думает. - Там мама, папа, родня, подруги. Они ждут меня обратно.
Впрочем, как скоро женщина окажется в родном Ургенче, гадать трудно: на ней же «висит» кража, и еще неизвестно, каков исход у этого уголовного дела.
В гостях хорошо, но дома лучше
Наш визит пришелся как раз на время обеда. Питание здесь трехразовое: завтрак, обед, ужин. Горячую пищу в учреждение привозят уже готовую, раскладывают по тарелкам и - приятного аппетита. На этот раз обеденное меню состояло из горохового супа, зраз из говядины с яйцом, пшеничной каши, соленых помидоров и киселя. «Постояльцы» дисциплинированно занимают привычные места за столами и с аппетитом принимаются за еду.
Отобедав, окружают журналистов плотным кольцом. Во-первых, приезд прессы - какое-никакое, а событие, вносящее разнообразие в размеренные будни. Во-вторых, каждый спешит поделиться с новым человеком своей проблемой, рассказать, что он не виноват в нарушении закона: не знал, что нужно легализоваться, приехав в чужую страну, не успел выправить нужные документы - истории у всех практически одинаковые. Вот Бахтуар из Душанбе: в России восемь месяцев, трудился на стройках, о том, что нужны разрешительные документы, даже не задумывался. Зовут «в гости», то есть в свои комнаты, посмотреть, как они живут, показать фотографии оставшихся на родине матерей, отцов, детей. Наперебой рассказывают, как живется им здесь: персонал вежливый; если заболеешь, сразу приходит доктор; если сильно нервничаешь - психолог; кормят вкусно. Но скучно. Очень хочется «на волю», в родные стены. С мыслью скорее оказаться дома здесь живет каждый: как бы ни было хорошо, тепло и уютно в спецучреждении, но это все же несвобода. В общем, клетка, хоть и золотая.
- Мы стараемся помогать всем нашим землякам, приехавшим в Россию и оказавшимся в трудной ситуации, но зачастую люди сами виноваты в своих неприятностях, - делится проблемой президент ассоциации общества узбеков и киргизов в СК Джурахан Авартыков. - Не хотят учить русский язык, по легкомыслию, незнанию не оформляют свое пребывание в стране законным образом и надеются на авось. Поэтому мы плотно сотрудничаем с краевым УФМС: сейчас договариваемся о том, чтобы специалисты миграционной службы приезжали к нам в диаспору с лекциями, рассказывали людям об особенностях законодательства, порядке получения документов и так далее. Думаю, это будет большим подспорьем для сокращения количества нелегальных мигрантов.
14 февраля 2014 года