Почему выпускник детского дома часто оказывается без помощи во взрослой жизни, как ему помочь?
Одной из ключевых в этом ряду является задача постинтернатного сопровождения детей-сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования СК, Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках подпрограммы «Право ребенка на семью» краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2013 гг.» выпущен сборник методических материалов «Примерные программы по подготовке воспитанников детских домов к самостоятельной семейной жизни».
Среди проблем, стоящих перед выпускниками детских домов, там названы следующие: сложная адаптация к новым социально-экономическим условиям; проблемы с трудовой мотивацией, профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой; стрессовые реакции, связанные со сменой стиля жизни; межличностные конфликты с новым социальным окружением; трудности с достижением социального одобрения. И другие проблемы, в числе которых необходимость порой дожидаться осуществления своего права на жилье.
Это право детей-сирот реализуется на Ставрополье с 2004 года. Как доложила на недавнем заседании краевого правительства, где рассматривался вопрос «О мерах по реализации в Ставропольском крае государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», министр образования СК Валентина Солонина, за период с 2004 по 2012 г. для лиц данной категории было приобретено 2269 жилых помещений. По состоянию на 1 января 2013 г. на учете на получение жилого помещения состоят 1318 детей-сирот от 18 лет и старше, причем 570 человек необходимо обеспечить жильем в текущем году.
Законом СК «О бюджете Ставропольского края на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрены ассигнования на эти цели министерству жилищно-коммунального хозяйства. В частности, на 2013 г. – 75280,20 тыс. рублей из федерального бюджета, а из краевого – 238032,75 тыс. рублей. Министерству строительства и архитектуры СК на исполнение вступивших в силу судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам ассигновано в текущем году 99193,05 тыс. рублей из бюджета края.
Тем не менее нередки ситуации, когда юноша или девушка выпустились из детдома или окончили профессиональное учреждение образования, где жили в общежитии, а очередь на обретение собственной крыши над головой еще не подошла. Либо у сироты есть право на жилплощадь в родительском доме, но вселиться туда он не может. Это случается, когда помещение требует капитального ремонта (или непригодно для проживания вовсе), когда невозможно совместное проживание с родителями, лишенными родительских прав…
Куда деваться юному человеку, пока все эти проблемы не будут решены?
Помочь могут так называемые «социальные гостиницы» для выпускников детских домов. В соответствии с приказом министерства образования СК и в рамках реализации подпрограммы «Право ребенка на семью в Ставропольском крае на 2011-2013 гг.» на Ставрополье их создано уже семь. Три на базе интернатных учреждений – при детском доме № 12 Ставрополя, школе-интернате № 23 для детей-сирот Невинномысска и детском доме № 10 п. Иноземцево.
Еще четыре открыты при государственных профессиональных учреждениях образования – на базе Железноводского художественно-строительного техникума, Невинномысского агротехнического колледжа, Зеленокумского профессио-нального училища № 39 и государственного агротехнического колледжа села Московского Изобильненского района.
Выбор места понятен. Во-первых, выпускники детских домов и сироты, закончившие профессиональное образование, и есть кандидаты на временное проживание в социальной гостинице. Во-вторых, на базе учреждений образования логичнее осуществлять постинтернатное сопровождение детей-сирот. Так, живя в социальной гостинице при Ставропольском детском доме № 12 санаторного типа, ребята могут получить консультацию юриста, психолога, помощь сотрудника центра занятости в трудо-устройстве. Подобные центры сопровождения работают при всех социальных гостиницах.
…Социальная гостиница в селе Московском открылась накануне майских праздников. На открытии побывали корреспонденты «СП». Вместе с заместителем министра образования СК Галиной Зубенко и директором колледжа Адамом Вайкоком мы обошли помещения.
Это два заново отремонтированных и благоустроенных жилых блока – для юношей и для девушек. Каждый состоит из спальни, кухни, ванной комнаты и прихожей. Одновременно в таком блоке могут жить три человека. Помещения обставлены мебелью, оборудованы бытовой техникой, включая чайник и пылесос. Есть телевизор и холодильник, полный комплект кухонной посуды, чайный сервиз.
Первые жильцы здесь появятся летом, после выпускного в колледже, где сейчас учатся более пятидесяти ребят из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Это почти десятая часть от всех обучающихся в колледже. Двенадцать сирот в этом году получат дипломы выпускников. Список тех, кто нуждается во временном социальном жилье, сейчас составляется. Следует заметить, что жить в подобной гостинице могут не только сироты – выпускники колледжа, но и другие бывшие детдомовцы.
О том, как осуществляется постинтернатное сопровождение студентов, пришедших в агротехнический колледж из детского дома, нам рассказали директор Адам Вайкок и заместитель по учебно-воспитательной работе Ирина Коваленко.
Увы, детдомовцы во многом отличаются от «домашних» детей. Прежде всего почти полным отсутствием навыков самообслуживания. Их, говорит И. Коваленко, воспитателям колледжа приходится, взяв за руку, вести в магазин, показывать, где купить тазик для стирки, зубную пасту, щетку и т.д. Как стирать, убирать, тоже учат воспитатели. В детском доме ребята это делают редко – во-первых, там есть прачки и уборщицы, во-вторых, многие руководители интернатных учреждений опасаются нарушать соответствующие инструкции, дабы их не обвинили в эксплуатации детского труда.
Первые три месяца в колледже, по словам А. Вайкока, у недавних детдомовцев уходят на адаптацию. В интернатном учреждении их не только обстирывали и водили в душ по графику. За них принимали решения, делали выбор практически во всех ситуациях. Оказавшись один на один с самостоятельной жизнью, они выясняют, что не умеют планировать время для подготовки к занятиям, не знают, как организовать досуг. Как тратить деньги, наконец. Пособие, которое получают студенты-сироты, – около четырех с половиной тысяч рублей в месяц. В общежитии они живут бесплатно, обед в столовой стоит им 20 рублей в день. Но деньги, жалуются сами ребята, улетучиваются очень быстро – нет навыков планирования, экономии, которые «домашние» дети получают в семье.
* * *
Всему этому выпускники детских домов должны научиться в процессе адаптации – это забота социальных педагогов, воспитателей, завуча по УВР колледжа. В еще большей степени их адаптация к самостоятельной жизни – забота министерства образования СК, которым в рамках реализации подпрограммы «Право ребенка на семью в Ставропольском крае на 2011-2013 годы» разработан порядок и условия осуществления постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ряду мероприятий помимо открытия социальных гостиниц, проведения обучающих семинаров для педагогов и психологов, выпуска методической литературы можно назвать, например, создание Центра сопровождения выпускников детских домов на базе Ставропольского государственного политехнического колледжа, куда уже обратились более 300 выпускников за юридической и социально-психологической помощью. Это и созданное при специальной (коррекционной) школе-интернате № 14 отделение социально-трудовой адаптации для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт, который накапливает образовательный комплекс Ставропольского края в этой сфере, привлекает внимание других регионов, отмечен Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
18 мая 2013 года