Тайны и домыслы Приозерского села
Немало было слухов и о том, что же произошло с Мусой после смены власти. По одной из версий, он застрелился, по другой - был отравлен женой, задумавшей побег. Лишь только дом в селе Приозерском, некогда принадлежавший богатому кочевнику, остается единственным свидетелем тех времен. На одной из стен хорошо видна надпись на арабском языке: говорят, что прежде на каждом углу такими же резными буквами были выполнены суры из Корана. Позже в бывшем домовладении Мусы расположился сельсовет, и вот уже более 20 лет в нем находится церковь.
Нынешней весной, в преддверии столетия села, по инициативе общественной организации туркмен Ставрополья «Ватан» на историческом здании планируется установить памятную доску в честь основателя села Приозерского. (Об этом мы уже говорили на страницах «СП» от 27 июля 2011 года в материале «Этот загадочный Муса-Аджи»). В связи с таким событием на Левокумье ожидается приезд многочисленных гостей, в том числе делегации из далекого Туркменистана.
Миноносец - в знак преданности
На памятной доске, по словам председателя «Ватана» Асадуллы Сухамбердыева, решено сделать следующую надпись: «Ишееву Мусе-Аджи, туркменскому меценату XIX-XX веков». Трудно утверждать, что князь был меценатом в полном смысле этого слова. Однако из достоверных источников известно, что Ишееву принадлежали несметные стада крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, которые паслись на огромных степных равнинах. Так, в книге И. Щеглова («Трухмены и ногайцы Ставропольской губернии», Ставрополь,1910) подробно рассказывается о жизни и быте кочевников: «Богатые трухмены (так тогда называли представителей этого народа) разводят улучшенные породы лошадей, донскую и другие, заимствуя производителей на конских заводах Астраханской губернии. Наиболее крупными коневодами среди трухмен являются Назар Джембулатов, Хаджи Назар Абдуллаев, (братья) Муса и Иса Ишеевы...».
Крупные владельцы сбывали скот на ярмарке в Георгиевске, мелкие – на базарах и ярмарках в соседних русских селах. Что касается шерсти, то она скупалась для отправки в Ростов-на-Дону или в Ставрополь.
Автор книги утверждает, что Муса Ишеев имел на правом берегу Кумы каменный крытый железом дом, хутор к югу от реки, два хутора на левом берегу и хутор с виноградником и собственным артезианским колодцем к северу от Кумы, близ Синих Бугров.
Несколько слов о жизни кочевников. В 1827 году был утвержден указ для управления кочующими инородцами, согласно которому они были разделены на пять приставств. Туркмены и ногайцы, выбравшие оседлый образ жизни, образовали отдельные общества, во главе которых стояли выборные старшины и писари, являвшиеся посредниками между обществом и местным приставом и исполнявшие его предписания по административным и фискальным делам.
В отношении остальных вопросов оседлые туркмены и ногайцы пользовались одинаковыми правами с теми, кто продолжал кочевой образ жизни. Они, например, не несли воинской повинности – взамен этого уплачивали денежный сбор: примерно по 10 копеек с каждого рубля общего сбора, взимаемого с них по количеству голов скота. Так, с одной лошади и с головы крупного рогатого скота туркмены и ногайцы платили по 40 копеек, с верблюда - 1 рубль, с овцы - 5 копеек в год.
Общественные «капиталы» Туркменская, Ногайская и Ачикулакская общины сколотили, сдавая также в аренду русскому населению выделенные им земли для выпаса скота. Расходовались эти деньги только на общественные цели: постройку больниц, школ, мечетей, борьбу с вредителями «трав и хлебов». Часть средств также шла на содержание «инородческой администрации» и канцелярии Ставропольского губернатора. Часть туркменского общественного капитала в период Русско-японской войны по решению схода была «употреблена» на сооружение миноносца, получившего название «Трухменец ставропольский». Может, именно этот примечательный факт и стал поводом говорить о меценатстве Мусы как одного из богатейших в то время кочевников?
Кстати, эскадренный миноносец, спущенный на воду в феврале 1905 года, после революции числился в составе Красного Балтийского флота, Волжской военной флотилии, Азово-Каспийской военной флотилии... В июле - сентябре 1920 года участвовал в боях с контрреволюционерами и бандитами в районе Ленкорани. В годы Великой Отечественной войны судно обеспечивало воинские и народно-хозяйственные перевозки на Каспии и только в 1962 году было передано для разборки на металл.
Сам себе хозяин!
Кроме туркмен и ногайцев в степях Ставропольской губернии проживало немало так называемых иногородних: хуторян-скотоводов из «тавричан», русских пастухов, чеченцев, армян и караногайцев. Хутора богатых кочевников отличались тем, что там имелись колодцы и было возможно пребывание скота в зимнее время. Зимовки были расположены в долинах Кумы. Причем кочевники располагались на зимовках группами, так называемыми аулами. С богатым «трухменом» селились бедняки, которые были работниками, пастухами, присмотрщиками и посыльными.
Например, в одном из аулов Мусы Ишеева было зарегистрировано 25 хозяев, имеющих 1270 лошадей, 409 верблюдов и другой скот. Однако более тысячи имел непосредственно Муса Ишеев.
Интересно и то, как оплачивался труд наемных работников Мусы Ишеева. Например, дворник получал 150 рублей в год и стог сена. В его обязанности входила чистка базов, сараев, заготовка кизяка. Дворниками являлись в основном крестьяне ближайшего села Величаевского Ставропольской губернии, но немало среди них было выходцев из Астраханской и даже Самарской областей. Наемным работникам хозяин нередко выдавал одежду, обувь и всегда, как значится в архивных документах, «харчи». Денежное вознаграждение работнику колебалось от 100 до 160 рублей в год.
Приказчики, как известно, имели особое положение в хозяйствах крупных овцеводов - как русских, так и туркмен. Их вознаграждение достигало 200-250 рублей и даже 400 рублей при «пищевом довольствии от хозяина». Так, хуторянин А. Стоялов имел приказчика за 200 руб., И. Бедриков – за 250 руб., кочевник Муса Ишеев имел трех приказчиков с общим «вознаграждением» в 1000 рублей, так что скупым князя точно не назовешь.
Сколько было родных у Мусы, неизвестно. Поговаривают лишь, что семья была довольно большая. В архивах упоминается имя брата Исы, который жил по соседству. По словам старожилов, их дома соединялись подземным переходом, вырытым в рост человека, чтобы в случае опасности братья всегда могли прийти на помощь друг другу. На Куме Муса построил мечеть, а чтобы привлечь людей в свое поселение, - обустраивал мазанки для наемных рабочих.
В связи с предстоящим юбилеем села Приозерского, которое, кстати, было переименовано только в 1949 году, а до этого называлось хутором Мусы-Аджи, вокруг имени знаменитого земляка снова появилось немало тайн и домыслов, а это значит, что интерес к его жизни, интересной истории этих мест по-прежнему не угас.
25 февраля 2012 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
