Юрий Гонтарь: Партия доверяет общественности сделать выбор
-Одна из идей ОНФ, - отмечает он, - заключается в привлечении новых людей через абсолютно открытую процедуру. По России около 4,5 тысячи человек участвуют в этом мероприятии. Конкуренция составляет до 10 человек на одно место в списке. По России в целом 58% заявлений подано от общественных организаций, 38% - от партии, 4% - от граждан, которые сами предложили себя в качестве кандидатов для участия в праймериз. На Ставрополье цифры таковы: 50 человек выдвинуты «Единой Россией», 29 – от общественных организаций, и двое зарегистрированы как самовыдвиженцы.
Совершенно очевидно, что из такого числа есть кого выбирать. Народные праймериз – это реальная возможность существенно обновить и пополнить ряды не только статистически, но и качественно за счет привлечения успешных людей с активной гражданской позицией. Каждый из кандидатов должен встретиться со своими избирателями не менее чем на пяти площадках, чтобы ознакомить выборщиков с кратким изложением своей программы и доказать, что именно он является самым лучшим кандидатом и достоин представлять интересы жителей Ставропольского края в Госдуме. На каждой выборной площадке будут работать уполномоченные представители, или, как их еще называют, «выборщики». Этим людям (всего их на Ставрополье 4500 человек, 50% - от партии, и 50% – от общественных организаций) будет доверено право голоса.
Практика предварительного отбора кандидатов у партии имеется. Принципиальное отличие от предыдущих процедур состоит в том, что на этот раз праймериз проводится при участии ОНФ. Проще говоря, партия доверяет представителям народа выбрать наиболее достойных еще до самих выборов. В этом случае кандидатуры проходят уже через двойной фильтр – сначала через отбор на праймериз, потом через выборы. Успех того или иного кандидата зависит от того, как он подготовлен, насколько уверенно может держать себя перед аудиторией. Работа предстоит большая и напряженная, началась она 21 июля, завершится 10 августа.
В этот раз у края есть все возможности избрать кандидатов, составив списки не в кабинетах, а исключительно по воле населения. Наша задача - определить лидеров общественного мнения, которые будут представлены в списке кандидатов в Госдуму. Затем эти кандидатуры в сентябре будут утверждены на съезде «Единой России» в Москве и войдут в список партии. Край должен избрать депутатов, которые будут работать на интересы всех слоев общества.
Праймериз ОНФ встретили в штыки очень многие. От местных элит и депутатов Госдумы до высокопоставленных чиновников. Как обновить элиты, как создать лифт социальной мобильности и выдвинуть наиболее достойных и популярных? Как создать процедуру кооптации в элиту, связанную не со знакомствами или протекцией, а еще хуже – за деньги, с реальной политической конкуренцией? И главное, как это сделать в ситуации устоявшейся политической системы, когда подобные новации, как общенародный праймериз, не должны задевать суть системы? Все эти вопросы волновали власти на протяжении последних 10 лет тем больше, чем сильнее ощущался разрыв между политическими и общественными ожиданиями.
Праймериз – это демократический ответ на все вопросы, максимально публичный, причем данный в ситуации, когда кадровую скамейку, к примеру, КПРФ на муниципальных выборах заполняют водителями, работающими при местном райкоме, а на федеральных – толстосумами. Когда эсеры массово забивают свои списки родственниками, как это было недавно в Туле. Когда ЛДПР свои списки составляет в соответствии с желаниями одного человека, при этом критикуя «ЕР». Все существующие партии практикуют максимально закрытую процедуру выдвижения кандидатов. За исключением «Единой России».
Практика праймериз обкатывалась на региональных выборах. С созданием ОНФ общефедеральные праймериз превратились в важнейший инструмент отбора кандидатур на выборы в Госдуму. Инструмент, которым не обладает – да и не хочет обладать – ни одна другая партия. Оппонентам «Единой России» куда проще рисовать списки по старинке. Зачем им что-то менять? Тем более что вероятность того, что старые кадры, набившие оскомину, победят на условных праймериз КПРФ, крайне низка. Не говоря уж о том, что вряд ли на гипотетических праймериз «Справедливой России» Миронову и Левичеву светило бы одержать убедительные победы.
Любая демократическая процедура, вводимая в действие в социуме, привычном к административному решению вопросов, наступает на больные мозоли очень многим. Мне довелось услышать от многочисленных представителей лояльных молодежных структур, в том числе и от активистов «Молодой гвардии», что праймериз отнимают у них шанс стать депутатами регионального или федерального уровня. Все они дружно ссылались на обещанную молодежи в 2007 году 20-процентную квоту среди кандидатов в депутаты и ждали, что «старшие» единороссы создадут для них особый, льготный режим.
Этого не будет. «Единая Россия» последовательно отказывается от квот как от системы привилегированного участия. Это принципиальная позиция руководства партии. Но молодежь обязательно будет. Не следует путать это с процентом кандидатских мест, предоставляемым общественным организациям, входящим в ОНФ, – здесь речь идет не о какой-то одной структуре, а о равном партнерстве в общем деле обеспечения победы «ЕР» совместно с конструктивными общественными силами. Квотирование же представляет собой устаревшую систему, когда внутри партии какая-то группа лиц выделяется за счет особых, ей свойственных характеристик и наделяется преимуществами перед остальными партийцами. Против этого – против выделения отдельных квот для молодых, женщин, стариков или даже заслуженных и известных – как раз и выступает партия. Праймериз – это система, уравнивающая партийцев между собой. Пройти горнило праймериз должны будут практически все партийцы и союзники по ОНФ, желающие попасть в списки кандидатов, вне зависимости от того, идет ли речь о выдающемся и популярном депутате или о молодом, но амбициозном активисте «Молодой гвардии». Кстати, молодые люди в праймериз принимают сегодня участие наравне со всеми.
И еще один немаловажный момент. Среди тех, кто принимает сегодня участие в федеральных праймериз, отнюдь не все станут депутатами, более того, далеко не все пойдут на выборы в Госдуму, даже при условии хорошего выступления и хорошего итогового результата. Но человек, прошедший федеральные праймериз, вполне может апеллировать к тому, что он в них участвовал и набрал тот или иной процент голосов выборщиков. Это самая серьезная заявка на то, чтобы стать членом кадровой скамейки запасных «Единой России». Искренне желаю всем участникам предварительного общенародного голосования – и тем, кто будет выбирать, и тем, кто претендует на всенародное избрание, – воспользоваться уникальной возможностью определить самых достойных.
26 июля 2011 года