07:41, 18 мая 2011 года

Депутат Александр Сысоев: Слышать людей, работать для людей

Чаще всего разговор касается вопросов противодействия коррупции, проблем охраны и укрепления здоровья (регион-то курортный!) населения, обеспечения экологического благополучия, социального обслуживания и социальной защиты.

- Как правило, законодательные инициативы, реализуемые при поддержке коллег в краевой Думе и направляемые на федеральный уровень, основываются на обращениях избирателей, - уверен депутат. - Моя задача помочь не только конкретному человеку, пришедшему со своей личной проблемой, но и сложить из этих частных случаев общую картину и выбрать тот «правовой рычаг», который поможет многим. Так было при решении вопроса о материнском капитале для семей, потерявших ребенка на первой неделе жизни, о предоставлении земли ветеранам и участникам боевых действий без торгов, о приоритетности санаторно-курортной направленности развития КМВ, при выработке решений по поддержке казачьих обществ и во многих других случаях.

- С какими вопросами приходят в приемную чаще всего?

- Вопросы разные. Озабоченность судьбой КМВ, миграционными процессами, застройкой городов и уничтожением зеленых насаждений. Волнуют людей вопросы предоставления земли, возросшей нагрузки на малый бизнес. Много обращений касается сферы ЖКХ. И не случайно, конечно же. Поставщики-монополисты не очень-то церемонятся с потребителями, да и управляющие компании не заработали в полной мере. Недостаточен и реальный контроль властей над предприятиями, которые находятся в их прямом подчинении. Причина во многих случаях банальна. Слишком часто бизнес-интересы частных компаний, ГУПов и МУПов, УК переплетены, а их руководство особо приближено к местной власти. Отсюда зачастую и бесконтрольность. «Арктического холода» на рынке услуг ЖКХ прибавляют ресурсники, которые готовы семь шкур содрать за газ, свет, воду, тепло. Тарифы и цены на услуги растут быстрее, чем пенсии и зарплаты тех же бюджетников. Работающему человеку за ними угнаться не просто. И призвать монополистов к ответу бывает сложно, поскольку пробелы и недоработки в федеральном законодательстве подставляют потребителя под двойной пресс. С одной стороны, поставщики коммунальных ресурсов, с другой - управляющие компании. К сожалению, пока нет стандартов обслуживания жилья, практически невозможно проследить использование средств, собираемых с жильцов. И все же лед тронулся: на федеральном уровне готовятся соответствующие поправки в жилищное законодательство.

- Александр Михайлович, но людям надо оплачивать услуги сегодня, а не в неопределенном будущем. На региональном уровне можно что-то сделать, для того чтобы ослабить давление на потребителя коммунальных услуг?

- Можно и делается. Крайводоканал пытался перевести потребителей в многоквартирных домах на оплату по нормативам при отсутствии общедомового прибора учета. Получалось, есть в квартире счетчик или нет, без разницы, плати за все по нормам, а они в разы отличаются от реального потребления. Депутатский корпус монополиста остановил.

А чего стоит понуждение перенести счетчики в частном секторе в колодцы за пределы домовладения?! Возникает сразу масса вопросов: каким образом обеспечить сохранность счетчика, как закрепить землю под колодец, если это невозможно по закону? Кроме того, и с технической стороны возникают противоречия нормативным требованиям. А еще это затраты во многие тысячи рублей для конкретного потребителя. И в этом случае прошло обсуждение в Думе, обращения избирателей получили поддержку депутатов. Управление Федеральной антимонопольной службы по СК предписало прекратить незаконные действия. Такие же выводы сделала прокуратура. В Думе края создана временная комиссия по ценовой и тарифной политике, на которой обсуждаются самые острые вопросы, связанные с незащищенностью потребителей, в первую очередь, вопросы коммунальных услуг. И я благодарен коллегам за понимание и поддержку заявляемых мною инициатив.

А проблемы иногда, с точки зрения здравого смысла, возникают на пустом месте. В рамках краевой программы энергосбережения ставятся приборы учета. На это ежегодно выделяется 160-180 млн краевых средств, которые передаются в муниципалитеты, те в свою очередь тратят еще и собственные деньги. А вот со сдачей в эксплуатацию творится непонятное. В моем округе в Ессентуках, например, за два года 150 домов за счет бюджетных средств оснащены счетчиками, в них по состоянию на апрель заработали три: один – по учету расходуемой воды, два – электричества. Совершенно непонятно, зачем потратили бюджетные деньги и где сбережения и выгода людям? Стали разбираться. Оказывается, управляющим компаниям невыгодно заключать договор с поставщиком услуг, ведь в этом случае ресурсоснабжающая организация выставит полный счет, и если есть долги жильцов, то платить придется УК. Но ведь у них нет своих абонентских служб, системы сбора и учета платежей за ресурсы. Значит, дополнительные расходы на людей. А в тарифах монополистов эти затраты уже заложены, значит, людям платить придется дважды. Причем проблема эта не частная. По итогам проведенных с участием депутатской группы «КМВ» совещаний установлено, что только на Кавминводах приборов учета, сданных в эксплуатацию, насчитывается не более 20 % от установленных. Сегодня положение начало меняться, в тех же Ессентуках управление ЖКХ активизировало работу, но до ее завершения далеко. Непонятно только, почему нельзя все делать сразу. Думается, необходимо ужесточить спрос с монополистов.

- Прямо хочется по-го­го­лев­ски воскликнуть: «Куда мчишь, птица-тройка?!». Неужели все так безнадежно и никогда в сфере ЖКХ не будет порядка, бизнес-структур, ориентированных не только на получение прибыли, но и на качественное предоставление услуг? Ведь известно, что государство направляет в отрасль громадные деньги. А за трату этих средств также отвечают все те же управляющие компании. В результате немало случаев, когда деньги потрачены, а дом отремонтирован некачественно. 

- Все это так. Кстати, и органы местного самоуправления отвечают за эффективность вложения средств. Это и отбор домов на ремонт, и прием результатов. Но и в этой сфере ЖКХ мало-помалу появляются здоровые ростки. Чтобы это стало не исключением, а нормой, безусловно, нужна система, которая возьмет все процессы под контроль. Государству рано уходить из сферы ЖКХ, отдавая все на откуп частнику. В этой сфере много работы в том числе для законодателей. Но всех вопросов усилиями региона не решить. Расставить недостающие точки над «i» в первую очередь предстоит на уровне федеральном. И краевые депутаты, и правительство края вносят много конкретных предложений по данным вопросам.

- Вы – член правления Терского казачьего войска, заместитель атамана Ставропольского окружного общества. Какие перед ними ставятся цели и задачи?

- Главное - сохранена программа поддержки казачьих обществ на 2012-2015 годы. И финансирование сохранено. Наше внимание приковано к подрастающему поколению, поэтому приоритет отдан казачьему кадетскому образованию. Важное значение придается охране общественного порядка, защите спокойствия жителей края, учитывая сегодняшние миграционные процессы на Ставрополье.

- Александр Михайлович, часто приходится слышать о точечной застройке. Ессентуки, от которых вы избраны в Думу, первыми утвердили градостроительный план. Почему же по-прежнему к вам идут с жалобами на нелогичные решения в этой сфере?

- И просто, и сложно ответить на этот вопрос. Генплан разрабатывался уже тогда, когда земли были розданы под застройку. Как ни планируй, а дело сделано. Теперь что касается идеологии развития города. Зеленый, тихий и уютный курорт либо торговый центр? Получается последнее. Все больше магазинов и меньше зелени. Так называемые торгово-офисные помещения строят буквально по линии бордюра, закупоривая все въезды-выезды в город и из него. Минстрой края установил десятки случаев нарушений при выдаче разрешений на застройку. Площадь курортных территорий сокращается. Уничтожаются городские леса. Похожая картина и в некоторых других городах. Во многом, на мой взгляд, проблемы возникают из-за отсутствия единого для КМВ территориального планирования. Это серьезная проблема, которой необходимо заняться краевой власти, как законодательной, так и исполнительной. А сейчас выход один - остановиться. Так считают люди, и их мы обязаны слышать. 

«Слышать людей, работать для людей»
Газета «Ставропольская правда»
18 мая 2011 года