Кто в школе хозяин?
Когда-то, в 2001-м, он возник, можно сказать, стихийно, по инициативе самих учителей, которые приехали в здешнюю гимназию № 10 «ЛИК», взявшую на себя организационные хлопоты, без командировочных, на свои средства. Народу в первые годы существования «Таланта» собиралось немного, и атмосфера была почти домашняя. Помню мастер-класс по оригами и как директор «ЛИКа» Александр Калкаев (родом из Узбекистана) после обмена педагогическим опытом учил всех присутствующих готовить настоящий восточный плов… Главным тогда была именно неофициальность: в отличие от конкурса «Учитель года» здесь никаких конкурсов не было вообще, люди не соревновались, ничего друг другу (и начальству) не доказывали, а просто говорили о своих методиках преподавания, о том, что нашли сами и чем хотят поделиться с коллегами.
С тех пор многое изменилось. Участники приезжают на фестиваль в составе делегаций городов и районов Ставрополья. Невинномысская гимназия № 10 стала лишь одним из организаторов «Таланта-2010» – в оргкомитете представители министерства образования края, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, городских структур. Народу собирается столько, что вместить всех сразу может лишь зал Дворца культуры химиков. Одних докладов и мастер-классов в программе я насчитала более 160 (а всего участников прибыло 900 человек). И темы выступлений были, конечно, не про оригами – десять лет реформ в образовании потребовали их осмысления, «рефлексирования», как любят говорить на фестивале. Во время ставшего уже традиционным «Часа правительства» об этом же напомнила министр образования края Алла Золотухина. По итогам 2009 года, сообщила она, Ставропольский край занял восьмое место в образовательном комплексе Российской Федерации. Свою роль сыграли и хорошие результаты Единого госэкзамена, и то, что Ставрополье значительно раньше других регионов перешло на подушевое финансирование отрасли, и другие позитивные процессы – такие как успешная работа с детьми-инвалидами, одаренными школьниками и т. д. Однако, заметила министр, не все в реформировании можно оценивать однозначно, не всегда новые требования заявляются внятно для тех, кто должен их исполнять. Здоровый учительский консерватизм в ряде вопросов понятен, однако вместе с тем есть и просто страх перемен, который придется преодолевать, потому что они неизбежны…
К вопросу о переменах. Мне нравится, что с годами на фестивале «Талант» неизменной остается предоставляемая педагогам возможность поспорить. В этом году самым горячим оказался разговор в клубе директоров школ. Тема обсуждения, которое вели А. Калкаев и заведующий кафедрой СКИПКРО А. Дробот, была сформулирована как «Вся власть советам?». Дело в том, что уже в ближайшем будущем образовательную (и даже финансовую) политику в учебных заведениях определять станут управляющие советы, состоящие в основном из родителей учащихся. Именно о подобных переменах федеральный министр образования и науки Андрей Фурсенко докладывал недавно президенту Дмитрию Медведеву.
Управляющий совет, по словам ведущих дискуссии в клубе, должен стать своеобразным законодательным собранием школы. Он сможет решать, по каким программам будут учиться дети, какого материального поощрения заслуживает работа того или иного преподавателя, сколько денег потратить на школьный праздник и т. д. Директор лишь готовит проекты приказов, других локальных актов, которые утверждает – или не утверждает – совет.
Кто в этой ситуации является хозяином в школе, понятно. Непонятно, кто несет ответственность, особенно финансовую. В предлагаемом варианте – и совет, и директор. Но совет – организация общественная, не получится ли, говорили участники дискуссии, что ответственность за все в результате ляжет именно на директора, у которого в совете будет в лучшем случае совещательный голос?! Тем более что по новому закону об образовании учредители субсидиарную ответственность также не несут. (Европейский опыт создания в образовательных учреждениях управляющих советов выглядит иначе. Там совет не только распоряжается финансами, но сам нанимает директора – это другой расклад).
Одним словом, по мнению участников фестиваля, предлагаемое реформирование школьного управления требует проработки нормативной базы, возможно, принятия отдельного закона об управляющих советах. Интересны результаты голосования в директорском клубе. 30 человек проголосовали за мнение о том, что управляющий совет может стать партнером администрации школы, 12 – за то, что он будет обузой. Но большинство присутствовавших директоров от голосования попросту воздержались…
12 ноября 2010 года