Ставропольский край занял 12 место среди субъектов РФ по экономическому развитию в 2009 году
Доскональному изучению подверглись все основные сферы: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, общественная безопасность, дорожное хозяйство, экономическое развитие, организация государственного и муниципального управления. Например, в здравоохранении они исследовали уровень заработной платы, количество работников, обеспеченность жителей врачами и медицинским персоналом и др. В экономике сравнивали объемы внутреннего регионального продукта на душу населения, численность занятых в малом бизнесе, производственные индексы, уровень безработицы и пр. В сфере ЖКХ экспертов интересовало, как работают предприятия жилищно-коммунального комплекса, сколько образовано товариществ собственников жилья, каков износ техники и сетей и так далее. Наряду с достигнутым уровнем во внимание принималась и динамика показателей за трехлетний период – с 2007 по 2009 год.
Именно в этот период «тяжелым катком» прошелся по экономике страны кризис. Власть региона прилагала максимум усилий, чтобы не только преодолеть его последствия, но и не отклониться существенно от намеченного курса, не допустить тяжелой депрессии. А это означало, что созданный в самый острый момент антикризисный штаб под руководством главы края заседал так часто, как того требовала ситуация. Работать старались так, чтобы словосочетание «мировой кризис» не могло служить универсальным оправданием просчетов или ошибок, не забывая при этом о перспективе.
Например, в самый разгар кризиса краевая власть пошла на ослабление налогового бремени для малого и среднего бизнеса, принятие пакета нормативных актов, способствующих его развитию, имущественной поддержке, упрощению доступа к кредитным ресурсам. Без скидок на ситуацию работает гарантийный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства с уставным фондом 300 млн рублей. Его поручительства позволили заемщикам привлечь более 100 млн кредитов. В результате Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства включил Ставрополье по итогам прошлого года в число регионов-лидеров. Из 83 субъектов нам присуждено пятое место. Оценивалось при этом количество малых предприятий на 100 тысяч населения, доля занятых в них работников, производительность труда и объем инвестиций. Более того, кризис стимулировал создание новых малых предприятий. Некоторые жители края, оставшись без работы, предпочли ежемесячному пособию по безработице безвозмездную помощь государства на открытие собственного дела.
Можно, конечно, сослаться на то, что наши потери были не столь велики, как в ряде других регионов, учитывая масштабную аграрную составляющую краевой экономики и небольшое число крупных градообразующих предприятий. Но в той ситуации дороже всего стоили своевременно сделанные правительственной командой выводы из полученного урока, беспрецедентного по жесткости. Экономику можно сравнить с велосипедом: чем быстрее крутишь педали и точнее оцениваешь, какой вираж следует заложить, чтобы не упасть на повороте, тем быстрее двигаешься к намеченной цели. В актив многообещающих и уже начавших работать решений краевой власти можно отнести целый ряд нормативных актов, которые готовились к выпуску не в самый лучший период для нашей экономики – о технопарках, о государственно-частном партнерстве, об инвестиционной деятельности, о залоговом фонде, о поддержке сельского хозяйства. Зато уже на выходе из кризиса появилась реальная возможность, опираясь на эти документы, двинуться по пути осуществления программных задач развития региона. Собственно и Стратегия развития Ставрополья-2020 писалась именно в период экономического кризиса. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» отнесло край к числу восьми субъектов страны, где антикризисные программы оказались самыми эффективными.
Но вернемся к выводам экспертной комиссии Минрегионразвития РФ. В двадцатке лучших Ставрополье почти по всем важнейшим показателям. Пятнадцатое место у края по достигнутому общему уровню эффективности. По динамике эффективности – двенадцатое. Мы опередили извечных наших конкурентов на Юге России – такие мощные регионы, как Краснодарский край, Ростовская область. Итоговая оценка экспертов по данному показателю безусловно основывалась на множестве более понятных и конкретных цифр, поэтому именно ее можно считать синэргетическим эффектом всех усилий власти в различных сферах экономики и социальной жизни.
Конечно, сказать обо всех исходных данных сложно в рамках одного исследования. Вот основные. По итогам 2009 года объем инвестиций в основной капитал составил 78,5 млрд рублей, что на 8,4 млрд больше, чем в 2008-м. Начата работа по созданию региональных индустриальных парков в Невинномысске, Буденновске, Ставрополе, Георгиевске. Правовая база этих стратегических проектов, которые сулят стремительные темпы экономического роста, подготовлена своевременно. Делает первые шаги государственная компания по инвестиционному и инновационному развитию Ставропольского края, одной из основных функций которой является сопровождение вышеназванных масштабных проектов по принципу «одного окна». Не стал кризис серьезным сдерживающим фактором и для реализации перспективных планов в энергетике.
Поддерживающие меры в экономике не дали провалиться и особенно уязвимой в период кризиса социальной сфере. Среднедушевые денежные доходы населения края за 2009 год составили 11426,4 рубля и увеличились по сравнению с 2008 годом на 14,8 %. По динамике роста реальных денежных доходов за прошлый год Ставрополье переместилось с 53-го на 19-е место. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась. Валовой региональный продукт, по оценке госстатистики, составил 275,1 млрд рублей при темпе роста 7,7 %, что выше темпов роста ВВП страны на 2,1 процентных пункта.
В сфере «Жилищное строительство и ЖКХ» наш регион занял 19-ю строчку рейтинга Минрегионразвития. Несмотря на кризис, строительная отрасль продемонстрировала поразительную устойчивость. Показателями, которые достигнуты в области жилищного строительства, можно по праву гордиться. Строительными организациями всех форм собственности в прошлом году введено в действие более 1 млн квадратных метров, или 105,5% к уровню 2008 года. По данному показателю регион переместился с 19-го на 13-е место, а по темпам ввода в эксплуатацию с 37-го на 20-е. Много было сделано и по введению в эксплуатацию и капитальному ремонту объектов жизнеобеспечения. Прежде всего в сфере здравоохранения, образования, культуры, газоснабжения, ЖКХ.
В рейтинге регионов в сфере «Здравоохранение и здоровье населения» Ставрополье на 14-м месте. Только по итогам 2009 года объем стационарной помощи в расчете на одного жителя увеличился на 5,7%. Рост связан не только с увеличением мест в двух крупнейших клинических центрах краевого значения, в Ставрополе и Пятигорске, но и с открытием новых первичных сосудистых отделений, ряда других больничных учреждений. В рамках нацпроекта «Здоровье» лечебные учреждения получили современное медицинское оборудование, которое позволяет в районных центрах проводить те исследования, за которыми раньше пациенты ехали в краевую столицу. Министерство здравоохранения края уделяет сегодня большое внимание повышению технологичности врачебной помощи, вооружению докторов современным диагностическим оборудованием. Но все же главнейшим критерием качества здравоохранения во все времена является мнение населения. Последние социологические опросы, проведенные ФСО РФ, свидетельствуют, что удовлетворенность ставропольчан медицинской помощью в 2009 году увеличилась на 13,2 % и составила 35,9 %.
Ниже других оценка за деятельность исполнительной власти в образовании – 20-е место. Надо учитывать, однако, что наш край никогда не боялся идти на эксперимент. Вот и в этом случае Ставрополье оказалось буквально на самом острие реформ, проводимых в этой сфере. Модернизационные процессы, простимулированные мощной поддержкой приоритетного нацпроекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», привели к заметным системным изменениям. Успешно реализуются новые экономические механизмы в деятельности образовательных учреждений это и стопроцентный переход на подушевое финансирование школ, и новая система оплаты педагогов, и др. Безусловно, много сделано для улучшения материальной базы образования в крае. Хотя хотелось бы больше. Но надо понимать, что потребности всегда остаются ограниченными нашими реальными возможностями. Вот так, не задумываясь, один из героев фильма «Кавказская пленница» облек в форму застольного тоста один из важнейших законов экономики. Но возможности можно и нужно развивать.
Прилично, по мнению Минрегионразвития, выглядит Ставрополье и по параметрам, по которым лучше быть в конце таблицы. Речь идет о доле неэффективных расходов в общем объеме консолидированных бюджетов субъекта на здравоохранение, образование и ЖКХ. По этим показателям Ставрополье находится в последней десятке. А в «передовики» попало только по доле неэффективных расходов в сфере государственного и муниципального управления. Это как раз тот случай, когда 21-е место не украшает. Анализ, сделанный Минрегионразвития, справедливо указал на «узкое» место, которым следует заниматься вплотную.
Для повышения эффективности системы государственного управления необходимо завершить работу по формированию и утверждению единых реестров госфункций и госуслуг, чтобы исключить избыточные и дублирующие друг друга, принятию административных регламентов, дальнейшему внедрению принципов бюджетирования, ориентированных на конечный результат. Взаимодействие краевого и местного уровня власти должно стать более сбалансированным.
Подтверждение тому – примеры, когда традиционно критикуемая бюрократическая машина работает весьма эффективно. Взять хотя бы реализацию крупнейшего инвестиционного проекта по созданию индустриального парка в Невинномысске. Об этом говорил губернатор В. Гаевский в своем интервью «СП» в мае. По его словам, «потенциальному резиденту достаточно оформить заявку с указанием площади участка, конфигурации промышленных строений, характеристики необходимых инженерных коммуникаций – остальные заботы берет на себя управляющая компания, созданная при правительстве края». Можно продолжить мысль: четкости в работе способствует согласованность позиций с местной городской властью, что есть идеальная среда для создания точек роста экономики.
Для 20 субъектов РФ, отличившихся наивысшей эффективностью деятельности органов исполнительной власти, помимо заслуженного морального удовлетворения предназначены денежные вознаграждения. В соответствии с Законом «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» премьер-министром страны Владимиром Путиным уже подписано распоряжение о распределении между ними дотаций. Согласно этому документу Ставрополье может рассчитывать почти на 30 миллионов рублей.
Примечательно, что ни Краснодарского края, ни Ростовской области в двадцатке итогового рейтинга нет. Так же, впрочем, как и наших соседей по Северо-Кавказскому федеральному округу. Со всего Юга России помимо Ставрополья грант получит только Республика Адыгея.
Комментарии специалистов
П. Акинин, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, декан экономического факультета СГУ:
- Антикризисный штаб действовал эффективно. Губернатор откликался на все острые моменты, если надо, связывался со смежниками, чтобы облегчить судьбу попавших под пресс кризиса предприятий. Именно главе края легче было договориться на тот момент – и на уровне регионального руководства, и федерального. И команда была с ним заодно.
Но еще важнее другое. Несмотря на непредвиденные проблемы, перспектива не была упущена. Наряду с расшивкой так называемых узких мест, находили возможность продолжить работу с крупными инвесторами, убедить их не останавливать проекты на полпути. Санатории Кавминвод были заполнены, работают с полной нагрузкой и сегодня. Широко развернуто дорожное строительство, реконструкция аэропортов в Минводах и Ставрополе продолжается. Поскольку большая часть работы была сделана в непростых экономических условиях, крепнет надежда, что финиш близок. Развитая транспортная система, как локомотив, потянет за собой экономику в целом.
Проблем, которые ждут своего решения, остается по-прежнему много. Надо смотреть на вещи трезво. И этого никто не скрывает. А высокая оценка, данная нашему краю Минрегионразвития РФ, своего рода аванс. Важно не только подтвердить статус, но и продолжать движение вперед.
А. Третьяков, начальник информационно-аналитического управления аппарата ПСК:
- В объективности оценок сомневаться нет причин. Лишь четверть исходных данных получена из краевых органов власти. Остальное – показатели органов государственной статистики и отраслевых федеральных министерств, которых в заинтересованности или приписках не заподозришь. Таких, как мы, у них много. Отчетность поступает по 83 субъектам РФ. Цифры для формирования итоговых показателей поступают из разных источников, а обработка их производится по новым технологиям государственной автоматизированной системой «Управление». Краевые специалисты доступа к процессу анализа, который производит компьютер, не имеют. Надо учитывать, что данные в Минрегионразвития передаются уже в третий раз. В программу вбиваются также и прогнозные показатели, сравнивая с которыми, можно получить объективную картину социально-экономической ситуации.
7 сентября 2010 года