Валерий Гаевский рассказал о плюсах создания СКФО для Ставрополья
Валерий Вениаминович, на недавнем заседании краевой Думы вы, отвечая на вопрос депутатов, сказали, что создание нового округа не имеет минусов, только плюсы... Действительно так? Или есть в таком утверждении доля образности?
Мне многие говорили, что во время представления нового полпреда в СКФО вицепремьера правительства РФ А.Хлопонина в Ставрополе я уж очень откровенно выражал свою радость от происшедшего широченной улыбкой... Я и сегодня могу подтвердить, что создание СКФО действительно открывает большие возможности для экономического и социального роста Ставрополья. Вспомните, как трудно нам было попасть в какуюлибо серьезную федеральную целевую программу. Да что далеко ходить. В «Юге России» край представлен весьма скромно, да и то лишь за счет того, что на нашей земле находится курорт федерального значения. Теперь ситуация поменяется кардинально. Надо сказать, слишком долго мы были обделены вниманием. И сегодня наконец заручились реальной поддержкой из центра.
Наверху понимают, что Ставрополье – форпост, важная экономическая и геополитическая площадка, от благополучия которой зависит положение в целом на Северном Кавказе. «Минусы», конечно, есть. На первых порах мы несколько потеряем в имиджевом плане. Ведь в состав округа вошли и республики, где дает о себе знать экстремизм, террористы еще поднимают голову. Но ведь и этот фактор, что крайне важно, учтен федеральной властью. В планах президента значительное усиление силового блока в новом округе. А это значит, что борьба с криминалом, остатками бандитов на территории Северного Кавказа будет усилена, соответственно позволит стабилизировать обстановку, сделать Северный Кавказ более привлекательным для инвесторов. Другими словами, и этот «минус» в конце концов обратится в «плюс».
А вот в чем мы выигрываем с первых дней – так это в том, что более полноводной станет финансовая помощь из федерального бюджета. Сможем, наконец, разобраться с теми проблемами, которые годами не решались изза недостатка средств. Понятно, что нужно не просто вкачивать деньги, а разработать эффективную экономическую модель, использовать точки роста. Многообещающие проекты по развитию экономики, инфраструктуры, которые пылились на полке в ожидании лучших времен, будут востребованы. У нас есть специалисты, которые способны в короткий срок их доработать, подтянуть под новые реалии. Кроме того, край имеет готовую «Стратегию2020». Не сомневаюсь, что именно наш регион способен стать экономической доминантой в новом федеральном округе, по максимуму использовать открывшиеся возможности.
Более того, на совещании в Пятигорске председатель правительства РФ В. Путин прямо сказал, что поднимать Северный Кавказ призваны также и специальные инвестиционные программы, которые в ближайшее время должны сформировать профильные федеральные ведомства и так называемые инфраструктурные или естественные монополии. Гарантией быстрого продвижения по пути подтягивания экономики и качества жизни в регионе станет и твердое намерение президента и премьера навести порядок в госаппарате. Я согласен с той оценкой, которая дана территориальным органам федеральных ведомств, которые мало участвуют в развитии территорий, потворствуют коррупции. Две трети успеха, без преувеличения, зависит именно от их работы. Хотя в конечном итоге за все отвечают местные власти, не имея и половины тех полномочий, что даны федералам. Большие преференции дает краю и тот факт, что столица округа будет на нашей территории.
Нашего полпреда СМИ даже наместником Северного Кавказа называют, комментируя последние события. Есть в такой характеристике нечто грозное... А что вы скажете о личности Александра Хлопонина? На что может рассчитывать восьмой федеральный округ?
Назначение Александра Геннадьевича Хлопонина считаю сильным кадровым решением на Южном направлении. И у меня, как и у всех глав республик, вошедших в новый СевероКавказский федеральный округ, была возможность убедиться в этом лично. Вы знаете, что мы уже провели первое совместное совещание, определились с приоритетами. Я знаком с ним лично уже лет пять. Еще работая в минрегионразвития, помогал Александру Геннадьевичу в реализации ряда бизнеспроектов в Красноярском крае. Впечатления самые хорошие. Не секрет, что его ценят в Москве и его кандидатура давно рассматривалась для назначения на более высокий государственный пост.
Конечно, Кавказ – для него неожиданное разрешение интриги. И это, прямо скажем, тяжкий крест. Но я доверяю его опыту. Хлопонин высокого класса управленец, умеет оставаться спокойным в самых сложных ситуациях, не стесняется советоваться. А еще – это человек слова. Когда встала речь о поддержке бизнеспроекта «Лукойла» в Буденновске в части его инфраструктурного обеспечения по программе антикризисной поддержки моногородов, и мне уже хотели отказать на том основании, что город, хоть и «моно», но однако ж не «просел» в условиях кризиса, он помог.
В будущее край смотрит уверенно. Видимо, немалые основания для оптимизма – итоги года. Валерий Вениаминович, если бы вас попросили несколькими словами охарактеризовать год прошедший, то какие это были бы эпитеты? Справилась ли исполнительная власть с программой противодействия кризису?
Я бы назвал прошедший год сложным, напряженным, но при этом умеренно позитивным. По сути, 2009й для сформированной мной, практически в канун кризиса, команды стал экзаменом: переболеем кризисными болячками на ногах или придется пережить экономическую «госпитализацию». Последнего, по сути, не случилось. Антикризисный иммунитет сумели мобилизовать достаточно оперативно. Защитой от обвальных явлений стала диверсифицированная структура краевой экономики. В сочетании с федеральными и краевыми антикризисными мерами это качество помогло нейтрализовать «минусовые» тенденции.
Контурно обозначу показатели, с которыми завершен год. Индекс промпроизводства в 2009м, несмотря на кризисные явления, составил 102,1 %. Индекс отгруженных товаров собственного производства – 125,1 %. Годовой рост по вводу жилья 5,5 %. По численности населения плюс 4,5 тысячи человек. А вот смертность сократилась на 1,6 процентных пункта. В российском рейтинге по инвестициям в основной капитал мы заняли 24е место. А курорты Кавказских Минеральных Вод получили 44ю позицию в полусотне самых популярных у российских туристов маршрутов. Введено в эксплуатацию 84 новых объекта инфраструктуры социальной и коммунальной. Обо всем не расскажешь.
Проблем, конечно, что скрывать, тоже достаточно. Но в этом вопросе я полностью согласен с полпредом президента в СКФО Александром Хлопониным: «нерешаемых среди них нет». Назову ряд примеров. По сравнению с 2008 годом налога на прибыль собрали на 3 млрд. рублей меньше. И далеко не все недоработки в этом плане можно списать на кризис. Другими словами, с недобором в доходную часть бюджета нам еще предстоит разобраться. Недозагружены мощности по сельхозпереработке: потенциал задействован немногим более чем наполовину. А значит – надо работать с менеджментом, искать новые интересные проекты. Недостаточно заделов и в сфере строительства жилья.
Однако все эти позиции я занес бы скорее в задачи на ближайшую перспективу. Считаю, что в целом исполнительная власть края сдала экзамен на эффективность работы в кризисных условиях. Результатами удовлетворен.
Весной прошлого года в интервью «СП» вы охарактеризовали Ставрополье как регион уникальный, огромный потенциал которого на протяжении многих лет в значительной мере остается нереализованным. Что изменилось в этой части за прошедшее время? Где будет черпать резервы краевая власть, чтобы изменить положение, если учесть, что бюджет этого года нельзя назвать бюджетом развития даже с натяжкой?
Многолетние тенденции в одночасье, конечно, не переломить. Ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, но в главном подвижки есть. Несмотря на кризисное время, мы смогли заслужить доверие крупного и среднего бизнеса. По итогам года приток капитала в экономику Ставрополья составил больше 78 млрд. рублей. Это сопоставимо с итогом 2008 года. А значит, наша репутация оказалась сильнее кризиса – притянула на наше поле серьезные бизнесструктуры с тугими кошельками, которые готовы вкладывать средства в перспективные для экономики края проекты. Среди наших партнеров «ЕвроХим», «Лукойл», международный энергетический холдинг «Энел», французский концерн «СенГобен».
Это значит, что деловое сообщество уже не сомневается в благоприятных перспективах региона. Инвесторы хотят занять новые привлекательные рынки. А нам, в свою очередь, как воздух нужны вливания в развитие и инфраструктурные проекты. Технологическое обновление и инноватику. В «умную» ставропольскую экономику.
Нужны примеры? Пожалуйста. Их достаточно. Буквально на днях на здании «скорой помощи» Минеральных Вод установлена новейшая система солнечного энергоснабжения. «Ставропольская правда» о ней, кстати, тоже писала. Пока эта станция в регионе пионер. Но не надо быть финансистом или аналитиком, чтобы понять, насколько перспективно развитие альтернативной энергетики. Экономия только для одного медучреждения – полмиллиона рублей в год! Окупится установка, учитывая тарифные аппетиты естественных монополий, лет через восемь. Поэтому возлагаем большие надежды на строительство первой в России модульной солнечной электростанции в Кисловодске. Подготовительные работы завершены. Работаем с потенциальными инвесторами.
За последние пару лет в крае появилось много новых производственных объектов. А это дополнительные рабочие места, налоги, освоение ресурсной базы. Большие перспективы за такими формами, как региональные индустриальные, технологические и туристскорекреационные парки. Это же «магниты» для притяжения инвестиций, генераторы «небюджетного» развития региона.
Делаем ставку на совершенствование транспортной инфраструктуры. Даже в прошлом кризисном году нам удалось продвинуться по этому пути и «соткать» немало дорожного полотна. В Ессентуках построен автомобильный тоннель под железной дорогой, полностью восстановлен мост через Кубань в Невинномысске, который служил печальным напоминанием о разрушительном наводнении восьмилетней давности. Реконструирован один из самых проблемных с точки зрения аварийности участок дорожной сети «ПятигорскГеоргиевск». А ведь это стратегическое туристическое направление. Ставрополье должно получать максимум дивидендов от своего географического статуса «перекрестка» транспортных коридоров. Лучше не придумать базы для серьезной работы над развитием логистики, оптовой торговли, ритейла. Расчет на инвестиции государственные, на сотрудничество с федеральным центром. А образование СКФО кратно увеличивает эти перспективы.
Кстати, и санаторнокурортный комплекс Кавказских Минеральных Вод тоже довольно успешно выдержал вызовы кризиса. Годовой итог – 14процентный рост налоговых поступлений. И поток отдыхающих, вопреки пессимистичным прогнозам, не сократился. Об урожаях ставропольской газете нет смысла напоминать. И эта «зерновая» составляющая является крепкой основой для развития переработки. Растут показатели и в животноводческой отрасли. Прибавляется число современных комплексов, которые скоро смогут не только закрыть внутренние потребности края в мясе и молоке, но и работать на экспорт.
Перечисленные «точки роста» и есть основа нашей экономической «конституции» Стратегии развития Ставрополья до 2020 года.
В прошлом интервью «СП» вы с сожалением констатировали, что здравоохранение на Ставрополье плетется по многим показателям в хвосте: мы 12е из 13 субъектов ЮФО и 78е по России. Кадровые выводы, как мы знаем, сделаны: у края появился новый министр здравоохранения. Что изменилось в отрасли? И еще. Каковы итоги по выполнению программы по открытию центров по оказанию помощи сердечнососудистым больным?
Начну со второй части вопроса. Ведь это, по сути, одно из базовых направлений моей губернаторской программы, о чем я заявил, когда возглавил край. Буквально недавно запросил отчеты о работе созданного регионального сосудистого центра и его отделений в Ставрополе, Пятигорске и Невинномысске. В прошлом году оказана помощь более чем 5,6 тыс. ставропольцев. Выполнено свыше 300 высокотехнологичных операций на сердце. Раньше их в год делалось не более 35. Так что проект работает успешно. И главное, спасает жизнь и здоровье землякам. На 11 % снизился показатель смертности от инфаркта. А ведь эта напасть чаще всего подкашивает людей нестарых, трудоспособного возраста.
Уже по этому показателю можно констатировать, что качественные сдвиги в отрасли определенно есть. Оценить перемены к лучшему можно и по другим данным статистики. Естественная убыль населения края в прошлом году сократилась на 25 %. Улучшить эти показатели помогли 7 новых центров здоровья, которые открывались за счет федерального и местного бюджетов, так сказать, вскладчину, и уже успешно работают в Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске, Невинномысске, Михайловске и Ставрополе. За короткое время здесь прошли скрининговые исследования и экспрессдиагностику 1200 пациентов. Также за счет федеральных средств в прошлом году Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер получил современное рентгеноборудование на сумму 12 млн. рублей. Проведена иммунизация населения против гепатита, гриппа, других опасных заболеваний.
Конечно, есть куда расти. Нерешенных проблем в отрасли достаточно. В частности, попрежнему остро стоит вопрос нехватки врачей. Причем дефицит медперсонала коснулся не только клиник в глубинке, но и в краевом центре. Но в целом итоги работы ведомства под началом нового министра Виктора Мажарова могу назвать удовлетворительными.
В прошлом году мы также говорили о ценах на лекарства и в связи с этим о необходимости увеличения доли импортозамещения на фармацевтическом рынке.
Работа эта на фармацевтическом рынке края велась весь 2009 год. Итог номенклатура отечественных лекарственных препаратов, закупаемых на Ставрополье для обеспечения лечебного процесса, сегодня составляет 44,3%. Для реализации программы по отдельным категориям граждан более 45%. Для сравнения: средний показатель по России не выходит за пределы 30процентных пунктов.
Конечно, острота вопроса пока не спала. Все помнят ту осеннюю истерию, когда в связи со вспышкой свиного гриппа с аптечных прилавков практически одномоментно были сметены противовирусные препараты. Гдето действительно образовывался дефицит. Но причина паники все же заключалась отнюдь не в реальной необходимости препаратов в таком большом количестве. Сработал психологический фактор: «Все берут, и я возьму». Кстати, одновременно это стало и сигналом для многих поставщиков, которые, пользуясь ситуацией, поспешили «разогреть» цены.
И что в сухом остатке? Где эпидемия свиного гриппа и многотысячные летальные исходы? Всё ушло в свисток. Зато фармацевты заработали образчик черного маркетинга.
Но порядок на фармацевтическом рынке был наведен в короткие сроки, рост цен на лекарства приостановлен.
Понятно, чтобы быть защищенными от превратностей рынка, надо не только замещать импортные таблетки отечественными, необходимо организовывать собственные производства. На Ставрополье есть фармацевтические предприятия, на базе которых необходимо вырастить полноценный фармацевтический кластер. Такую стратегическую задачу правительству я уже поставил. В тактическом масштабе пока прорабатывается вопрос о включении инвестпроектов ставропольских производителей лекарств в федеральную целевую программу, которая начнет работать с будущего года.
С главой Сбербанка Г. Грефом в прошлом году было подписано соглашение, в результате которого в нашу экономику должны влиться 80 млрд. рублей инвестиционных кредитов. Каково развитие этой темы?
Надо сказать, что само соглашение не подразумевает вложений какихлибо конкретных сумм. Но определяет долгосрочное взаимодействие сторон по вопросам финансовокредитных отношений и сотрудничества в социальноэкономической сфере. В целом с Германом Оскаровичем мы пришли к общему знаменателю, договорившись о реализации совместных программ в сфере развития и поддержки малого предпринимательства, сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли, промышленности, транспорта и связи, жилищного строительства, ЖКХ, санаторнокурортного комплекса и инновационной деятельности. Все это отражено в нашем соглашении.
Следующим шагом в совместной работе стало подписание документа о строительстве мясоперерабатывающего завода и третьей очереди свинокомплекса в Красногвардейском районе. Договор между Сбербанком и компанией «Агрико» заключен на инвестиционном форуме в Сочи «Кубань2009». Там же мы договорились о продолжении участия банка в реконструкции Минераловодского аэропорта.
А цифру могу назвать такую: в течение прошлого года СевероКавказский банк Сбербанка России предоставил хозяйствующим субъектам края кредитных ресурсов на сумму 65,5 млрд. рублей. В основном эта немалая денежная масса пошла в приоритетные сферы – промышленность, АПК, строительство.
Хочу дополнительно отметить добрые дела Сбербанка в социальной сфере. Например, компьютерные классы в Иноземцевской школеинтернате №1.
Какова судьба проектов особой экономической зоны на КМВ: Гранд СПАЮца, «Горное море»? Как кризис сказался на наших планах по развитию курорта?
Владимир Владимирович Путин на совещании в Пятигорске усилил акценты в этом отношении в округе должны быть созданы свободные экономические зоны. Мы этим занимаемся уже год.
Кавминводы – козырная карта в колоде ставропольских инвестпроектов. Поэтому на произвол судьбы регион никогда не бросали, понимая, что ему, безусловно, нужна тотальная модернизация. Перезагрузка, которая должна затронуть все – от оснащения здравниц до развития инфраструктуры городовкурортов, потому что пора уже избавиться от «совкового» сервиса, выйти на уровень европейских стандартов.
В первую очередь занялись инфраструктурой, подтянув на эти цели федеральные деньги, а себе поставили задачу развить инвестиционную привлекательность курортов, создав благоприятные условия для прихода стратегически ориентированных бизнесструктур. И работа пошла.
Стратегическим шагом стало создание на Кавказских Минеральных Водах особой экономической зоны туристскорекреационного типа. При этом пилотной и наиболее привлекательной для инвесторов оказалась площадка под названием «Гранд СПАЮца». Для участия в реализации проекта утверждены три компаниирезидента. Скоро здесь появятся ботанический сад, каскад озер и водопадов, подготовлена местность для занятий верховой ездой и авиатуризмом. Центром курорта станет большой оздоровительный комплекс. Безусловно, это уникальный в масштабах всей страны проект.
Создана специальная группа, которая контролирует процесс реализации еще одного проекта «Горное море». Администрация Железноводска выделила под него два земельных участка – почти в 350 га.
В порядке софинансирования на возведение объектов особой экономической зоны в 2010 году правительство края выделяет около 70 млн. рублей, которые пойдут на строительство подводящих сетей, бытовой канализации, проектноизыскательские работы. Конечно, если бы не холодное дыхание кризиса, который заморозил планы многих инвесторов, проекты могли бы продвинуться дальше. Но Кавминводам грех жаловаться – практически все наши предложения нашли отклик у бизнеса.
Вторая по объему финансовых вливаний площадка Кавминвод – это гора Развалка. Питерская группа компаний «МИндустрия» готова вложить в ее обустройство около 26 млрд. рублей. Об интересе к нашим проектам заявили также руководство всемирно известной гостиничной сети Hilton, директор отельного холдинга Africa Israel Hotels и ряд других серьезных игроков инвестиционного рынка. В целом в настоящее время в регионе КМВ строятся и реконструируются более 30 объектов санаторнокурортного и туристического назначения общей емкостью в 4 тысячи номеров, что увеличит объем местного рынка труда на три тысячи рабочих мест.
В связи с той же «кризисной» темой еще один вопрос. Принятый недавно краевой Думой Закон «О государственночастном партнерстве» некоторые называют локомотивом экономики. Как вы оцениваете реальные возможности этого нормативного акта?
Государственночастное партнерство – один из самых современных механизмов привлечения инвестиций для реализации крупных инфраструктурных проектов, включая даже развитие и модернизацию сектора естественных монополий. Поэтому под не слишком звучной аббревиатурой ГЧП кроется если не локомотив, то очень серьезный источник повышения темпов роста экономики.
Что при таком партнерстве получает государство? Деньги, которые необходимы для выполнения взятых обязательств, увеличение уровня занятости населения, развитие частного предпринимательства и вместе с этим повышение качества товаров и услуг. Бизнес получает новые объекты для инвестирования и надежного партнера с гарантией выполнения всех условий договора.
Поэтому принятие закона о ГЧП на Ставрополье – большой шаг вперед. Документ, правда, еще совсем свежий. Обкатку в наших условиях еще не прошел. Но первые наметки в этом направлении уже сделаны. Так, на условиях государственночастного партнерства в скором времени может быть осуществлена реконструкция аэропортов Минеральные Воды и Ставрополь. Ведутся переговоры с представителями немецких компаний «Хохтиев Аэропорт» и «Обермайер», а также турецкой «ТАВ Аэропорт Холдинг» о возможности их участия в этих проектах в качестве соинвесторов.
Правительство края решает также вопрос о привлечении средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Они могут пойти на реализацию инвестпроекта «Парк Плаза – Старое озеро» израильской компании AFI Development, строительство лукойловского завода по производству этилена и создание регионального индустриального парка в городе Невинномысске. Вот такие ближайшие перспективы.
Несколько слов об итогах сотрудничества с федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ. Насколько оперативно муниципальные образования сумели воспользоваться предоставленными им уникальными возможностями?
Скажу честно: коммунальная сфера самый частый повод для обращений на телефон доверия губернатора и в мою общественную приемную. И лишь в прошлом году среди критических высказываний в адрес служб ЖКХ стали появляться и благодарности. Во многом это и есть результат работы с Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Раскачивались наши муниципалитеты долго. Сначала палкой приходилось загонять в этот проект. А теперь отбоя нет, идет жесткая конкуренция. На текущий год заявки подали 16 территорий. Денег уже не хватает.
Прежде всего я говорю о капитальном ремонте многоэтажек. В прошлом году уже по третьей заявке от края работы выполнены в 296 многоквартирных домах Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Минеральных Вод и Минераловодского района. Прибавьте сюда капитально отремонтированные 578 многоэтажек в 2008 году. Итого фонд выделил Ставрополью более чем 2,5 млрд. рублей.
Конечно, не все проходило гладко. Были и достаточно напряженные переговоры с главой фонда Константином Цициным, приходилось подчас вмешиваться в исполнение адресных программ капремонта в ряде муниципалитетов. Тем приятнее сегодня констатировать: все, что получили, вложили в ремонт, вовремя завершили его и успешно отчитались. Рассчитываем получить помощь и в текущем году. Новая заявка «тянет» на два миллиарда. Вновь надеемся на понимание со стороны руководства фонда, тем более что свою эффективность мы уже доказали.
Еще одна крайне болезненная для ставропольцев тема – аварийное жилье. По статистике, в крае насчитывается более 1600 многоквартирных домов в непригодном для проживания состоянии. Под снос из них уже запланировано 329. К сожалению, пока процесс переселения идет не так быстро, как бы нам хотелось. К весне новые квартиры в новостройках Ставрополя и Михайловска получат около 500 человек. В этом году должна заработать краевая целевая программа переселения граждан из аварийного жилья, сверстанная еще в 2008м, но по финансовым причинам отложенная до лучших времен, она же должна стать еще и антикризисным средством, направленным на поддержку строительного сектора. Таким образом, в скором времени планируется решить вопрос о переселении еще 1400 жителей краевого центра, Минвод и Георгиевска в лучшие условия. Кстати, обсуждается вопрос о возможном увеличении этой цифры. Заявка в фонд на предоставление финансовой поддержки уже готовится.
Увы, не повезло пятигорчанам. Город исключен из программы изза того, что на этапе проведения запроса котировок от застройщиков не поступило ни одной заявки. В итоге финансовой поддержкой фонда и края не смогут воспользоваться 212 горожан из 6 аварийных многоквартирных домов. Но на произвол судьбы мы их не бросим. Постараемся чемнибудь помочь.
Улучшится ли ситуация с финансовым обеспечением полномочий муниципальной власти после передачи части налогов на муниципальный уровень? И где те резервы, которые должны помочь органам местного самоуправления справиться с проблемами, усугубленными кризисом?
Улучшится. В этом мы кровно заинтересованы. Больше у муниципалитета денег в казне – больше возможностей для качественного исполнения своих полномочий. А передача части налогов на местный уровень – это еще и действенный стимул повысить их собираемость. Мы это учитываем.
Взять тот же транспортный налог. Было принято решение об увеличении с января текущего года отчислений в бюджеты муниципальных районов с 40 до 60 %, поселений с 20 до 40. А в казну городских округов пойдут все 100 процентов. Эта мера позволит пополнить кошельки районов и поселений в целом на 77 млн. рублей, городов – на 156, 2 млн.
С 1 января 2010 года уже установлены единые нормативы отчислений в бюджеты территорий и единого сельскохозяйственного налога: для муниципальных районов и поселений в размере 15 %, для городских округов 30 %. От налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением «упрощенки», в бюджеты районов и городов будет поступать 90 %.
Только по сельхозналогу дополнительные доходы бюджетов районов в текущем году прогнозно составят 12,7 млн. рублей, столько же добавится в копилку поселений.
Все это в конечном итоге положительно скажется на финансовой автономии муниципальных образований. К этому мы сегодня и стремимся. При этом поощряя инициативы территорий как в развитии производственной базы, так и в привлечении инвестиций.
Испытание кризисом изменило ваше отношение к команде управленцев, работающих под вашим началом? Как вы оцениваете ее действия? Станут ли итогом непростого прохождения через кризис изменения в кадровом составе?
Я думаю, что все трудности, которые мы переживали весь минувший год, только сплотили нашу команду. Так как с некоторыми членами правительства ранее не было опыта совместной работы, то кризис еще стал и серьезной проверкой нашего «чувства локтя». И, как я уже сказал, экзамен моими коллегами сдан.
Ну а насчет кадровых изменений – революции не предвидится. Революция состоялась, когда я набирал команду, зачистив прежний состав правительства на две трети. А практика показала, что с подбором управленцев я практически угодил «в десятку». Надо учитывать, что в крае я работал и раньше в различных должностях и хорошо знаю людей, кто чего стоит.
Однако важнее всего достижение конечного результата. И если для его достижения надо будет оптимизироваться – будем оптимизироваться. Как, к примеру, с переработкой продукции или переводом госуслуг в электронный вид. Появилась необходимость, потребность в отдельных структурах – значит, будем решать.
Как, на ваш взгляд, можно справиться с инертностью бюрократического аппарата? Какие действия необходимо предпринять на краевом уровне, чтобы госмашина заработала более эффективно?
Полагаю, если вы спрашиваете, значит, есть сомнение в эффективности этого процесса. Мое твердое убеждение, если структура занимается только мониторингом и никак реально не влияет на процесс, пора сокращать таких чиновников. Ведь зачастую активных «штыков» 3040%, остальные – обслуживающий персонал. Не слишком ли дорого они обходятся нашему налогоплательщику? На самом деле ежегодно проводятся сокращения аппаратов, а чиновники плодятся и плодятся «квадратногнездовым методом». Бюрократическая машина – это такой заржавленный механизм, от скрипа которого аж уши режет... Но поставить чиновника в рамки, как это видится в идеале, пока, к сожалению, не удается. И когда это случится, точного ответа дать пока не могу. Есть ведь и объективные причины роста бюрократической составляющей, мешающей жить, – это разбухающая нормативноправовая база. С другой стороны, а как иначе: все процессы должны быть описаны, чтобы не было сотни толкований одной и той же статьи. Демократия у нас еще молодая. И нуждается во времени для взросления.
Да, бюрократическое болото расшевелить трудно. Но необходимо. И это уже делается. Поэтому об инертности власти я бы сегодня не говорил. Процесс, по сути, уже начался – эта машина заработала и движется в нужном направлении. К модернизации, к информационному обществу. Серьезным шагом к масштабной дебюрократизации на уровне края я бы назвал работу по переводу всех государственных услуг в электронный вид. Чтобы люди наконецто перестали стоять в очередях, чтобы свести к минимуму посредническую, часто коррупционную, составляющую.
На Ставрополье уже заработал портал госуслуг для граждан и для бизнеса, чтобы облегчить общение с многочисленными конторами. Пока на нем размещена справочная информация, но уже к маю появятся формы и бланки документов, которые можно принести в ведомство, заполнив их дома. Внедряется оказание услуг в режиме «одного окна».
Следующей ступенью станет развитие интерактивного общения чиновника с населением. Когда человек может в режиме онлайн отслеживать прохождение процедуры оказания ему государственной услуги. На завершающей стадии на запрос можно будет получить ответ в электронном виде. Все эти реформы нам надо будет завершить уже в ближайшую пятилетку.
Есть и старые проверенные методы. Надо делать ставку на обратную связь. Я лично контролирую, чтобы члены правительства бывали в курируемых районах, проводили дни приема для населения, добросовестно работали с почтой.
Почему мы отстаем от соседейкраснодарцев по уровню развития переработки сельхозпродукции? Каковы наши планы в этой области?
Как я уже говорил вначале, слабая загрузка мощностей сельхозпереработки – одна из наших главных проблем. Но сравнивать Ставрополье с Кубанью все же не стал бы. Это некорректная статистика. В соседний край еще с советских времен шли мощные финансовые потоки господдержки, там был сконцентрирован огромный научный потенциал, на порядок комфортнее почвенноклиматические условия.
А вот постараться приблизиться к результатам краснодарцев в качестве стратегической цели для отрасли края – верная задача. Потому что не дело, когда наши перерабатывающие предприятия работают лишь наполовину от реальных возможностей. Скажем, мощности молзаводов задействованы лишь на треть. Ввоз, к примеру, колбасных изделий за последние 6 лет вырос в 2 раза, а масла – в 4. Все это и есть неиспользованный резерв нашего производства.
Сразу оговорюсь: отказываться от ассортимента привозных товаров, безусловно, нельзя. Но во всем должна быть справедливая пропорция. Здравый смысл и логистика говорят, что наличие местных продуктов должно составлять на наших прилавках от 70 до 80 %, сегодняшний показатель лишь половина.
Зачастую корень зла «сидит» во взаимоотношениях розничных сетей и местных товаропроизводителей. Не секрет, что сегодня главные ниши рынка заняли сетевики, причем преимущественно московского или кубанского происхождения. Они берут продукты под реализацию, но расплачиваться не торопятся. По данным краевого минсельхоза, на их долю приходится больше 85 процентов от имеющейся сегодня дебиторской задолженности – около 360 млн. рублей. Ну а такие дырки в карманах кого хочешь приведут к ухудшению финансового положения.
Большие надежды в решении этого вопроса мы возлагаем на новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности», который вступает в силу. И, надеюсь, позволит создать выгодный режим для развития как сетевой торговли, так и для сохранения различных других форм розницы.
Конечно, власти края стараются помогать переработчикам, и для ставропольских товаров рынки открываются максимально. Через фирменную и выездную торговлю, ярмарки выходного дня. Определенных успехов достичь удалось. Так, несмотря на кризис, у нас сохраняется тенденция роста объемов производства. Приведу пару цифр: выпуск молока по итогам прошлого года увеличился на 10 процентов, макаронных изделий и круп – в 1,5 раза, кондитерских – почти в два. То же с мясом, маслом, консервами и колбасами. Промышленный розлив минеральных вод на душу населения превышает среднероссийский показатель в 8 раз. То есть по основному набору продуктов край вполне самодостаточен. Конечно, чтобы эта тенденция сохранялась, необходимы техническое перевооружение, реконструкция производств. Чтобы решить эти задачи, вкладываем свой капитал и активно подтягиваем инвесторов.
Из значимых проектов последнего времени строительство свиноводческого комплекса на 270 тыс.голов в поселке Штурм Красногвардейского района. Приобретена и установлена итальянская линия по производству макарон. Две тонны этой продукции в час будет сходить с конвейера светлоградской компании «Петровские Нивы». Осенью открыт инкубатор Кочубеевской птицефабрики. Строительство обошлось собственникам в 360 миллионов рублей. А мощность предприятия составляет 79 миллионов яиц в год. Холдинг «РайффайзенАгро» достраивает в Новоалександровском районе комбикормовый завод: вложено полмиллиарда рублей. В Благодарненском районе идут работы на стройплощадке птицекомбината «Ставропольского бройлера» пускового объекта 2010 года. Спиртзавод в Красногвардейском районе тоже в нескольких месяцах от производственного старта. Рассматриваются проекты по строительству комплексов по глубокой переработке пшеницы и тыквы. И это далеко еще не полный список.
Скоро появится координационный центр этой отрасли – комитет по переработке и торговле.
Как вы относитесь к фактически сложившейся на Ставрополье однопартийности? Не будет ли «сбит прицел» у партии власти в такой практически бесконкурентной среде?
Результаты всех последних выборов, в том числе октябрьских, в местные органы власти действительно показали, что большинство жителей выбирают курс и кандидатов, выдвигаемых «Единой Россией». Но я бы все же назвал этот результат убедительной победой, а не политическим монополизмом, который не считаю полезной вещью. А что касается «Единой России», могу сказать, что, если настроения людей главным образом связаны именно с нашей партией, тем серьезнее ответственность, которая на нее ложится. Мы эту ответственность в полной мере осознаем, поэтому «прицел» точно сбить не дадим. Самое главное, что «Единая Россия» выиграла избирательный марафон в честной борьбе. Ряды управленцев в крае пополнились ответственными, грамотными людьми.
Для стабильности системы, безусловно, надо обеспечить полноту представительства интересов и настроений граждан. И на недавнем Госсовете этот тезис прозвучал из уст президента. Политическая реформа, которая осуществляется в стране, должна обеспечить более полный партийный спектр в составе законодательных собраний.
Насчет голоса малых партий. Знаете, я бы тихим его не назвал. Взять хотя бы нашу краевую Думу, где активно работают представители всех пяти действующих на Ставрополье политических партий. Они участвуют в работе общественнополитического совета при губернаторе, вносят свои предложения и замечания, критикуют власть за ошибки. Главное, чтобы сотрудничество было конструктивным.
В прошлом году региональные и местные отделения ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России» провели около ста политических акций. В выборах главы городакурорта Железноводска, которые пройдут 14 марта, участвуют представители четырех политических партий и самовыдвиженцы. И мой интерес как губернатора только в том, подчеркиваю, чтобы победитель радел за город и горожан. Все партии должна объединять конечная цель это благо края и его жителей. Тогда будет результат.
Эффективность выполнения целого ряда краевых целевых программ на выходе оказывается низкой. Почему так происходит и что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?
Если говорить об итогах прошлого года, то, насколько мне известно, освоение краевых программ из всех источников финансирования составило 9597 процентов. «Проседание» произошло в основном за счет системных недоработок. Это отсутствие целевых индикаторов и показателей реализации программ, методик расчета субсидий муниципальным образованиям на аналогичные целевые муниципальные программы. И, конечно, изза нехватки денег на инвестиционные проекты.
Вопросом урегулирования этих нестыковок у нас сегодня занимается министерство экономического развития. Еще летом специалисты ведомства, проанализировав ситуацию, приняли решение не размазывать тонким слоем средства по многочисленным программам, а собрать их воедино. В итоге в 2010 году всего будет реализовываться 23 документа. Неэффективные программы попали «под сокращение».
Так что выход один – не пускать реализацию программ на самотек, пристально следить за тем, чтобы каждый бюджетный рубль «плыл» в верном направлении. Тогда 100процентные показатели не будут казаться недостижимыми.
Валерий Вениаминович, как вы оцениваете уровень гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества в стране в целом и на Ставрополье?
Я думаю, что ответ на этот вопрос можно найти, просто войдя в Интернет или настроив теле или радиоприемник на какуюнибудь общественнополитическую программу. Дискуссий ведется немало.
Люди, даже далекие от политики, на хорошем уровне рассуждают о вещах глобальных, обсуждают законы, вносят свои инициативы для улучшения жизни нашей страны. Это показатель определенной зрелости наших граждан, которым небезразлично, каким путем идет современная Россия.
Но если назову этот уровень высоким, то погрешу против истины. Всё же патерналистские настроения пока ещё преобладают в нашем обществе. И всем нам ещё работать и работать над собой. И над развитием гражданского общества.
Формирование Общественной палаты – безусловно, важная ступень. Ставрополье активно включилось в этот процесс. Наш архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан дважды входил в состав Федеральной палаты.
Сегодня у нас в крае, если я не ошибаюсь, 13 общественных организаций – ветеранских, женских, молодежных, профсоюзных, казачьих. Многие из их руководителей и членов входят в общественноконсультативные органы при губернаторе, так что мы работаем в тесном контакте. Диалог с гражданским обществом у нас налаживается. Нужно время.
В завершение немного лично о вас. Ваш любимый девиз? Какой порок вы охотно прощаете и какое качество категорически не принимаете в человеке? Какие качества вам нравятся в мужчинах, женщинах? Ваше представление о счастье и несчастье?
Анкетируете? Хорошо, отвечу. В качестве девиза мне нравится фраза, сказанная кемто из великих: «Делай, что должно, и будь, что будет».
Ненавижу предателей, еще не люблю ленивых и неисполнительных людей. А простить человеку в принципе могу очень многое, главное, чтобы он был честен в работе и поступках.
Наверное, сама природа распорядилась так, чтобы мужчина был лидером. Поэтому ценю умение принимать важные решения и при этом не бояться брать за них ответственность. А в женщинах ценю, наверное, все же терпение и доброту.
Позволю себе процитировать нашего земляка, великого писателя и философа Александра Исаевича Солженицына: «Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то, и другое всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать».
Согласен с ним, что во многом наше счастье – в наших руках. Для меня лично оно состоит в том, чтобы делать свою работу и видеть, что труды эти не напрасны и жизнь вокруг становится лучше. Несчастье? Знаете, как у Толстого, каждый несчастлив посвоему. Поэтому какойто общей формулы у меня нет.
Кстати, Валерий Вениаминович, вы известны как приверженец здорового образа жизни. Ну а команду вашу пробовали приохотить к физической культуре?
Только личным примером. Как в свое время меня научил Дмитрий Козак в бытность моей работы в министерстве регионального развития. Он даже позволял приезжать на работу позже, чтобы успевали с утра подчиненные позаниматься в спортивном зале. В итоге я сбросил 20 килограммов. И знаете, великолепно себя чувствую. Даже некий драйв испытываю от регулярной физической нагрузки. В выходной еще и в теннис играю. Поверьте, на работе такая закалка сказывается только положительно. Но замы пока не все обращены в мою веру. Некоторые сопротивляются, ленятся. Хотя тренажерный зал в правительстве уже оборудован.
2010 год обозначен в календаре как год Тигра. Как вы относитесь к этой сравнительно недавно родившейся традиции увлечения восточными традициями?
Нормально. Почему бы нет. При условии, если ко всему этому «звериному символизму» относиться с достаточной долей иронии. Уверен: удача и результат приходят не к тому, кто ждет милости от звезд или еще от какихто знаков судьбы, а к тому, кто много и упорно работает. Но, если Тигр захочет быть нашим союзником в решении социальноэкономических вопросов края, мы возражать точно не станем. Раз уж речь о наступившем новом 2010м, то я бы хотел пожелать землякам главного: здоровья, уюта и благополучия каждой семье.
3 февраля 2010 года