Жительнице Изобильненского района Вассе Царинной исполнилось девяносто пять лет
Почему ее назвали столь необычным именем, она не знает, но зато точно известно, что родилась в Сибири, прямо в поле, когда ее мама Евдокия Кирилловна вязала снопы. Цепкая детская память сохранила картинку Гражданской войны: через их село серой стаей неслась конница Колчака…
Работать Васса начала с восьми лет. Весной боронила на лошадях, а летом пасла гусей. В селе была школа только с тремя классами, поэтому доучиваться ей пришлось в ШКМ школе колхозной молодежи, которая находилась в селе НижнеЧулымском. В 1931 году Вассу послали учиться в Куйбышевский педагогический техникум. Это были голодные и холодные годы, когда щи будущие учителя варили из крапивы. Из сорока шести студентов до выпуска дошли только двадцать два. Среди однокурсников Васса отличалась особым усердием: она рьяно боролась с неграмотностью, вела активную агитационную работу.
В 20 лет она стала заведующей начальной школы, расположенной в селе Александровском Убинского района Новосибирской области. Часто ездила по глухим селам, организовывала кружки по ликвидации неграмотности – «ликбезы». «Однажды зимой ехали со старым извозчиком на санях через озеро Чаны, вспоминает Васса Ивановна. По дороге на нас напали волки. Мы всю ночь спасались от них и только к утру добрались до противоположного берега. Старик мне сказал: дескать, молодец ты, учительша, не испугалась, видать, крепко верила, что волки нас не разорвут, вот они и отступили». Да что волки, были звери и пострашнее: случалось, в активистов стреляли из обрезов, поджигали хаты, где они квартировали…
Еще обиднее было получать удары от своих же. В тридцать шестом ее отца объявили кулаком, Вассу сняли с работы, исключили из комсомола. Казалось, ее судьба предрешена, но тут вмешались люди из райкома комсомола и отдела образования, которые хорошо знали активистку и ее родителей. Клеветников наказали, а Царинную направили на курсы пионервожатых сначала в Новосибирск, а затем в Москву. Находясь в столице, встречалась с Н. Крупской, которая в те времена организовывала ликвидацию неграмотности.
В тридцать девятом на одном из школьных вечеров познакомилась с Иваном Голенковым. Вскоре сыграли свадьбу. В сороковом сын родился. А потом пришла большая беда… Читаю странички из дневника:
«На второй день после объявления войны мы молодые учителя пошли в райвоенкомат с просьбой направить нас на фронт. Одиноких девчат взяли, а меня с ребенком оставили работать в тылу. Это было очень тяжелое время. Сынишка находился в круглосуточных яслях, а я в постоянных разъездах по колхозам. Был страшный голод, я научилась выпекать хлеб из мороженой картошки. Люди пухли от голода, но не падали духом. В колхозах работали в основном женщины и дети. Тыл и фронт были одним целым. Мы отправляли с эшелонами на фронт вязаные носки, кисеты, мороженые пельмени. Плакали над каждой похоронкой…»
Ее муж с войны не вернулся. Чтобы както заглушить горечь потери, она убеждает родителей перебраться на Северный Кавказ. Но здесь легче не стало: в сорок седьмом умерли отец и мать. Затем и сына похоронила. Спасалась только работой. Ее назначили заведующей парткабинетом в Левокумский РК ВКП(б). Вскоре Царинная закончила краевую партшколу.
С октября пятьдесят третьего Васса Ивановна трудилась в Изобильненском райкоме КПСС. Это бесконечные поездки по селам и хуторам, организация лекционной работы через общество «Знание», создание на местах народных университетов, системы политпросвещения...
Не без гордости юбилярша вспоминает о том, как под ее началом создавалось районное радио. К заслугам В. Царинной нужно отнести и создание музея истории Изобильненского района и отделения Фонда мира, бессменным председателем которого вплоть до 1985 года была Васса Ивановна. Заслуги ее в этом благородном деле были отмечены медалью Фонда мира.
Тяжелейшие годы позади, но и сегодня в глазах Вассы Ивановны неподдельный интерес к жизни. Видимо, в этом и кроется секрет ее долголетия.
26 сентября 2009 года