Операция «Нелегальный мигрант»: выявлены сотни нарушений
Это было, конечно, не лишним – перекрыть «пути отхода». Во время предыдущей проверки многоэтажки, возводимой на улице Доваторцев в краевом центре, один из гастарбайтеров, увидев жилеты с надписью «ФМС России», попытался удрать, даже колючая проволока на высоком заборе его не испугала. Но на сей раз охотников заняться бегом с препятствиями не нашлось. И вообще, стройка казалась вымершей. А раз людей не видать, какие уж тут нелегалы! Однако Роман Колтунов, специалистэксперт и по должности, и по опыту работы в миграционной службе, с выводами предложил не спешить. И оказался прав. При том что народом стройплощадка и впрямь не кишела, уже вскоре объявились два правонарушителя.
Разрешения на работу нет, предъявив паспорт гражданина Азербайджана, не стал запираться Рафиг Юсубов. — Думал, потом оформлю, а пока подзаработаю на жизнь немного. Земляк предложил, я и согласился…
Забегая чуть вперед, замечу: земляк, бетонщик по профессии, на «общественных началах» исполняющий обязанности бригадира, вышел сухим из воды. А вот Р. Юсубов и И. Мамедов будут платить штрафы за незаконное осуществление трудовой деятельности. За привлечение же их к этой деятельности сразу два штрафа, по числу привлеченных, заплатит прораб Андрей Калугин. И, кстати, штрафы немалые – по 25 тысяч рублей каждый. И одно, хоть и слабое, утешение: хорошо, что режим пребывания в России горестроители не нарушили. Наказание за это аналогичное, вплоть до административного выдворения из страны, но удовольствие сомнительное – не просто правонарушитель, а еще и нелегал.
Впрочем, и нелегалов хватает. Из всех нарушений, выявленных в ходе операции, а счет им идет на сотни, наиболее часто встречающееся – нарушение правил пребывания (проживания) в России. Причем характерный штрих. Предусматривающая за это административную ответственность статья 18.8 КоАП РФ и раньше была востребована. Достаточно сказать, что в 2008м в крае было выявлено более девяти тысяч таких нарушений. Но прошлый год, относительно благополучный, не сравнишь с нынешним! И по общей экономической ситуации, и по ситуации на рынке труда.
Учитывая сокращение объемов производства, а также уменьшение квот на привлечение иностранной рабочей силы, мы не исключаем роста числа гастарбайтеровнелегалов, говорит и.о. начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ставропольскому краю Игорь Немичев. Отсюда и усиление внимания к этому участку работы…
Уточним сразу: не только к этому и не только по отношению к иностранцам и лицам без гражданства. Ибо работу гастарбайтерам, в том числе и в нарушение закона, предоставляют россияне, будь то крупная фирма или строящий дачу «частник». Причем речь порой идет не только о правонарушениях, но и о преступлениях. В прошлом году сотрудники подразделений УФМС по Ставропольскому краю выявили 15 случаев деяний, подпадающих под статью 322.1 Уголовного кодекса РФ (организация незаконной миграции). Более того, зоны высокого риска в части нарушений миграционного законодательства нередко являются одновременно и зонами повышенной криминогенной опасности.
Возьмем, например, крупные рынки, особенно в регионе Кавминвод. С одной стороны, начатая в 2007м работа по вытеснению иностранцев, нарушающих постановление Правительства РФ, согласно которому им запрещено заниматься торговлей, дала результаты. И администрации рынков уже вряд ли станут нарушать закон – слишком уж велик штраф. С другой – где гарантии, что безработные иностранцы, включая нелегалов, не попытаются заняться торговлей?! И не только безработные. В ходе проверки рынка «Тухачевский» в Ставрополе, проведенной в рамках операции «Нелегальный мигрант», довелось говорить с С. Джуманиязовым, гражданином Узбекистана. С документами у него все в порядке, и работу на стройке имеет. Но и без того невеликую зарплату уже два месяца не выдают, потому и пришел на рынок заработать на кусок хлеба…
При таком раскладе ослаблять контроль над рынками, как особо подчеркнул в нашей беседе заместитель руководителя УФМС России по Ставропольскому краю Казбек Эдиев, миграционной службе никак нельзя. Но ведь свой «интерес» тут и у силовиков, поскольку на рынках возможны любые преступные деяния, от незаконного занятия бизнесом до торговли оружием, наркотиками. И не случайно проверки рынков миграционной службой проводятся обычно с привлечением сотрудников других ведомств. А проходившая в мае операция «Нелегальный мигрант» так и вовсе стала прецедентом в масштабах ЮФО. Не только рынки, все объекты проверялись при непосредственном участии сотрудников территориальных органов сразу шести федеральных служб и ведомств – ФМС, МВД, ФСБ, наркоконтроля, налоговой службы и госинспекции по труду. А это широкий «фронт действий» (счет проверяемым объектам на сотни шел), концентрация немалых сил, а в итоге и высокая эффективность.
Причем, что немаловажно, сопровождение кризиса по части и профилактики правонарушений, и преступлений, и обеспечения неотвратимости наказания за нарушение закона в интересах не только общества, но и самих мигрантов. Наглядный пример – история поездки в Ставрополь на заработки гражданина Узбекистана Х. Карабаева. С одной стороны, нарушив режим пребывания в России, он был не просто оштрафован судом вынесено решение о его административном выдворении. Но с другой – Карабаев мог вообще не увидеть родины, распрощавшись с жизнью. В ходе проверки сотрудники миграционной службы обнаружили его почти при смерти, с пневмонией. И не только вызвали «скорую», но и позаботились, чтобы в больнице он пробыл до полного выздоровления.
Иными словами, налицо тот случай, когда сама жизнь показала: контроль над исполнением миграционного законодательства имеет не только правовой аспект, но и гуманитарный. В случае с Карабаевым никто не ушел от ответственности, в том числе и посредник, привлекший троих нелегалов к работе, возбужденное в отношении него по статье 322.1 УК РФ уголовное дело уже в суде. А переданные сотрудниками миграционной службы в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае материалы позволили выявить полтора десятка грубейших нарушений Трудового кодекса.
Конечно, проверки для проверяемых – не мёд. Но тут уж все зависит от того, кто в какое положение сам себя поставил. По неграмотности ли правовой Р. Юсубов и И. Мамедов, работая на стройке без разрешения, закон нарушили, по недомыслию ли или в расчете на ставшее уже почти международным русское «авось», но ведь нарушили. А вот работавший рядом их земляк, тоже гражданин Азербайджана, А. Аскеров дискомфорта от общения с сотрудниками миграционной службы не испытывал. Наоборот, слегка даже бравировал: уже два года в России, и никаких конфликтов с законом…
6 июня 2009 года