Терминал приема платежей: удобно, но не надежно
Перевод длиною в месяц
За примерами далеко ходить не надо. В редакцию «СП» обратилась жительница Ставрополя Елена, для которой терминальная эпопея продлилась почти месяц. 8 января в одном из городских супермаркетов она решила заплатить за стационарный телефон и «скормила» терминалу, принадлежащему ООО «Ставплатеж», 1100 рублей, из которых, кстати говоря, 77 рублей ушло только в качестве комиссионного сбора. Увидев на экране сообщение о том, что платеж принят, она со спокойной совестью взяла выданный автоматом чек и на несколько дней забыла об этом. Однако через три дня на домашний телефон позвонили и сообщили, что за абонентом числится долг и, если его не погасить, номер будет отключен. Благо, выручила привычка сохранять чеки: отыскав в нем информацию о провайдере, она позвонила по указанному телефону в службу технической поддержки. Вежливая девушка попросила назвать номер квитанции, терминала и сумму платежа, проверила данные и предложила подождать: мол, мы «перепроведем платеж». Но ни в тот день, ни даже через две недели деньги так и не пришли.
Елена звонила провайдеру каждые три дня, при этом рассказывать о возникшей проблеме приходилось каждый раз заново, поскольку отвечали разные операторы. На просьбы назвать телефон руководителя и адрес офиса фирмы неизменно следовал вежливый отказ. Наконец, 25 января ей сообщили, что на городской телефон провести платеж не получится: мол, какие–то неувязки с «ЮТК». И вернуть деньги – тоже невозможно, поэтому предложили перенаправить платеж на другую организацию. Понимая, что это, по сути, последняя возможность сохранить деньги, Елена согласилась, чтобы их зачислили на мобильный. «Это не то, что я хотела, тем более что мне пришлось заплатить за городской телефон еще раз, уже в сервисном центре, но другого выхода, очевидно, не было», – говорит она.
Курс на самообслуживание
Бурное и успешное развитие «платежного» бизнеса с использованием терминалов обусловлено целым рядом объективных причин. Во–первых, с ускорением темпов жизни в городах растет потребность населения в способах быстрого и удобного перечисления средств самым разным организациям, начиная от коммунальных служб и заканчивая банками. Во–вторых, для установки терминалов не требуется большого количества разрешительных документов, а окупаемость каждого из них при стоимости в несколько десятков тысяч рублей не превышает трех–четырех месяцев. И, наконец, на руку владельцам терминалов играет отсутствие привычки у большинства россиян пользоваться кредитными картами.
При этом не стоит обольщаться, думая, что деньги, вложенные в приемник, напрямую попадают на счет адресата. Схема доставки выглядит примерно следующим образом: исполнитель услуг, скажем, мобильный оператор, заключает договор с процессинговыми операторами — это крупные компании, как правило, зарегистрированные в Москве и осваивающие региональные рынки. А те, в свою очередь, заключают субдоговоры с фирмами, которые непосредственно владеют терминалами, что называется, на местах. Понятно, что если в интересах исполнителя услуг — получить платеж, то агенты и субагенты работать за «спасибо» не станут. От их аппетитов и зависит размер комиссионного сбора, взымаемого за пользование терминалом. В теории он составляет около двух процентов, а в действительности, например, в Ставрополе, достигает семи–восьми процентов от суммы платежа. Поэтому, чтобы не попасть впросак, специалисты советуют, перед тем как «скормить» определенную сумму терминалу, зайти в обязательно присутствующий на дисплее ярлык под названием «оферта». Там должны быть четко оговорены все условия вашего общения с аппаратом и его владельцами.
Кошки–мышки
Возвращаясь к описанной выше ситуации, приведем комментарии организаций, которые так или иначе связаны с переводами через платежные терминалы на Ставрополье. Так, директор ООО «Ставплатеж» Денис Асташов после проверки имеющихся в распоряжении «СП» данных подтвердил, что такой случай действительно был. Однако, по его словам, процент «неудачных» переводов совсем небольшой: за последние два месяца только два абонента «ЮТК», воспользовавшиеся услугами ООО «Ставплатеж», оказались в неприятной ситуации. Что касается пополнения счетов мобильников, то недоразумения здесь случаются несколько чаще, но разрешить их обычно бывает намного проще. На вопрос, почему операторы службы технической поддержки отказываются сообщать телефон и адрес фирмы, Д. Асташов уверил, что такого быть не может, тем более что все необходимые контакты ООО обозначены и в разделе «оферта» его терминалов, и на самом чеке. Однако сделанный сразу по завершении нашего с ним разговора контрольный звонок в службу техподдержки компании показал, что карты раскрывать здесь никто не спешит. На просьбу корреспондента «СП» сообщить, по какому телефону или адресу можно найти руководство фирмы, оператор попросила назвать имя и фамилию и пообещала, что руководитель вскоре перезвонит сам. К чему эта игра в кошки–мышки, непонятно, ведь в законе «О защите прав потребителей» четко сказано, что полная и достоверная информация о продавце (в том числе услуг) должна быть предоставлена покупателю по первому требованию.
По словам заместителя директора ставропольского филиала «Южной телекоммуникационной компании», начальника коммерческого узла электросвязи Андрея Кутепова, компания в крае работает с пятью процессинговыми операторами. Из которых только два (банк «Платина» и ЗАО «E–Port») являются существенными, если учитывать количество терминалов, которыми они располагают. Кого эти операторы выбирают себе в субагенты, отследить трудно. Поэтому в случае возникновения проблем с переводом денег через платежные терминалы следует сначала обратиться в фирму, владеющую приемником, а если не поможет — к процессинговому оператору. Все они являются солидными компаниями, дорожащими своей репутацией, и не заинтересованы в обмане клиентов, уверен А. Кутепов. «Если же деньги дошли до нас и абонент по какой–то причине хочет их вернуть, то при наличии соответствующего заявления мы обязательно удовлетворим его желание, – отметил он. – Но в целом претензий к переводам через терминалы у нас единицы, большинство из них связано с техническими проблемами».
Пресс–секретарь ставропольского филиала ОАО «Вымпелком» Татьяна Шиловская сообщила корреспонденту «СП», что обращения по поводу положенных на счет через терминал и не дошедших по назначению средств в компании не редки. «Однако у нас уже давно отработана процедура решения таких проблем. Главное — сохранять чек, подтверждающий перевод. Если абонент положил деньги не на тот номер, то для исправления ошибки нужно прийти к нам в офис и написать заявление. Если платеж не прошел из–за технического сбоя, то средства будут зачислены сразу по его устранении. В случае же если пополнение счета проблематично по другим причинам, скажем, из–за разногласий между нашей компанией и провайдером, мы при наличии чека зачисляем нужную сумму на счет абонента, а потом выясняем отношения с провайдером», – сказала она.
Кстати, к вопросу о чеке. Иногда приемник, с аппетитом «заглотив» банкноты, отказывается его печатать. Что делать в таком случае? По словам Д. Асташова, ничего страшного в этом нет. Нужно позвонить в службу техподдержки по телефонам, указанным в «оферте», и назвать место, где расположен этот терминал, сумму и примерное время перевода. Оператору не составит труда проверить, дошел ли платеж, и в случае необходимости перепровести его.
* * *
МНЕНИЯ
Мы поинтересовались у простых ставропольцев: как часто они пользуются услугами платежных терминалов и всегда ли довольны результатом?
Наталья, менеджер:
– Прибегаю к помощи терминалов только в крайнем случае и лишь для того, чтобы «кинуть» немного денег на мобильный. За коммуналку и городской телефон всегда плачу в сервисных центрах. Какой смысл переплачивать: ведь, скажем, с трех тысяч рублей, которые ежемесячно уходят на эти цели, терминал возьмет в качестве комиссии больше двухсот. И потом, если платеж не дошел, то об этом я узнаю только через месяц, когда поступит новая платежка, или опять же придется идти в ЖЭУ уточнять.
Николай, продавец–консультант:
– У меня есть собственный способ оплаты через платежные терминалы. Для проверки я кладу на счет небольшую сумму, скажем, 50 рублей. Если они сразу зачисляются, то добавляю сколько нужно. Но в любом случае ничего, кроме услуг мобильной связи, таким образом не оплачиваю: рисковать, к примеру, с погашением кредита, я не хочу. Кстати, я заметил, что в Ставрополе размер комиссионного сбора за перевод через терминалы — один из самых высоких в ЮФО.
Мария, студентка:
– Уже несколько лет «кормлю» свой мобильный таким способом, это удобно. Только один раз были проблемы с зачислением денег, но я позвонила по указанным в чеке телефонам, и все было быстро исправлено.
20 февраля 2009 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
