Операция «Ы» в автогражданке
«Подставлялки»
«Машина для ОСАГО» - непосвященным это объявление ничего не скажет, но на самом деле означает, что кто-то готов предоставить в распоряжение страховых мошенников свой сильно поврежденный автомобиль. Схема мошенничества такова: подвыпивший водитель въехал на своей машине в фонарный столб, мусорный бак и т. д. Чтобы получить компенсацию от страховой компании, нужна иная авария. Для ее организации и требуется «машина для ОСАГО». В этом случае поврежденные машины расставляются в специально выбранном месте для инсценировки ДТП.
Ну а если не находится желающего выступить виновником такой аварии? Тогда применяется еще один способ мошенничества, невозможный без участия сотрудников ГИБДД. Документально сотрудником милиции оформляется авария, которой не было в действительности. В лучшем случае, в протоколе будет написано «виновник скрылся с места ДТП», и лжепострадавший преспокойно идет за компенсацией, в худшем - мошенники подставят совершенно невиновного человека, повесив на него ответственность за аварию и как следствие административное преследование. Хотя непосредственной жертвой такого рода преступлений является страховая компания, в конечном счете больше всего страдают ее добропорядочные клиенты, поскольку именно из уплаченных ими взносов осуществляются выплаты мошенникам...
Об одном таком случае корреспонденту «СП» рассказали в пресс-службе Промышленного райсуда, рассматривавшего уголовное дело о превышении должностных полномочий теперь уже бывшим сотрудником ГИБДД.
Дело было так: некий житель Ставрополя Дмитрий Григорьев (имена и фамилии участников истории изменены. - Ю. Ф.) купил с рук подержанную и весьма битую «Хонду» за чисто символические деньги. Поэтому, видимо, особо и не берег машину: вскоре после покупки он «добил» ее окончательно, когда вылетел с трассы в лесополосу и ударился о дерево. Ремонт «страдалицы»-иномарки Григорьев доверил своему дальнему родственнику Олегу и его другу Данилу. Те же, кое-как подлатав автомобиль и обнаружив, что владелец легкомысленно оставил в бардачке свои документы, решили заработать денег, «разведя» страховую компанию на выплату компенсации по ДТП, благо «нужные люди» у них были и там, и в ГИБДД. Оставалось только найти «виновника» ДТП. Долго искать не стали: выехав вечерком, на плохо освещенном перекрестке подстерегли зазевавшегося водителя «газели» и задели ее. После чего подняли крик, обвиняя шофера микроавтобуса в том, что он угробил дорогущую иномарку.
Не раскрывая все уловки мошенников, дабы не вводить в искушение жадных до легкой наживы граждан, скажу лишь, что план подельников удался: благодаря «своему» госавтоинспектору был составлен протокол о ДТП, шофер «газели» был «назначен» виновным в аварии, привлечен к административной ответственности и оштрафован. Милиционер составил для сообщников нужные бумаги, с которыми они отправились в страховую компанию. Там «свой» же человечек порадел, чтобы страховое возмещение за якобы причиненный в ДТП ущерб было выплачено по высшей ставке: от имени настоящего владельца «Хонды» было составлено заявление, указаны реквизиты банковского счета, куда в скором времени компания перевела 120 000 рублей.
Судя по материалам уголовного дела, эта «автоподстава» была не единственной в биографии мошенников. Но последней. Прокол случился при более внимательном изучении бумаг, касающихся ДТП: оказалось, что госавтоинспектор, составлявший протокол, в это время числился в трудовом отпуске, а следовательно, никак не мог нести службу. Ну а уж дальше, потянув за этот кончик нитки, компетентные органы распутали и весь клубок махинаций. В результате милиционер за превышение служебных полномочий был приговорен к двум годам лишения свободы условно, остальные участники этой некрасивой истории тоже получили по заслугам.
Левый полис
Но мошенничество - не всегда дело рук клиентов страховых компаний или коррумпированных гаишников. Порой сами сотрудники страховых компаний не прочь нагреть руки, выписывая «левые» полисы ОСАГО: агенты продают их по более низкой цене и на более короткий срок, с отличающимися от настоящих полисов условиями. Такие документы выполняют на уже списанном бланке или бланке, который агент позже объявит утерянным. Иногда бумаги появляются на свет из-под струйного принтера. С таким полисом получить компенсацию, естественно, нельзя. Бывает, что недобросовестные работники выписывают полис на подлиннике бланка, но при этом забывают вносить полученные от страхователей деньги в кассу. А когда наступает страховой случай и владелец такого полиса приходит за компенсацией, его ожидает неприятный сюрприз из ряда «вас здесь не стояло». На днях в Ленинском райсуде Ставрополя как раз закончилось слушание уголовного дела в отношении сотрудницы одной из крупных страховых компаний - Татьяны П., которая, заключая договоры по страхованию ОСАГО с автовладельцами, выписывала им полисы, брала деньги, выдавала квитанции об оплате, но наличность «забывала» вносить в кассу.
Неприятности начались, когда в компанию за выплатой компенсации либо внесением дополнительных сведений стали обращаться люди. Но держателей нескольких полисов, выписанных П., просто не было в базе данных агентства.
Естественно, бланки полисов и квитанций об оплате - документы строгой отчетности, с определенной нумерацией и выдаются каждому сотруднику под роспись. Так что начальство всегда знает: номера, допустим, с сотого по двухсотый выданы Иванову и т. д. В этом же случае руководство компании долго не могло понять, где же собака зарыта: полисы, деньги за которые не поступили в кассу, числились за несколькими сотрудниками, но заполнены не их рукой, да и сами страхователи в один голос утверждали, что получили полис не от того сотрудника, за которым он числился, а от некой «чернявой девушки». Как рассказал и. о. прокурора Ленинского района Роман Жиров, в страховой компании началась служебная проверка, в результате которой выяснилось, что документы заполнены П. Просто девица, чтобы не подставляться, видимо, потихоньку утянула у своих коллег несколько бланков. Путем таких нехитрых махинаций она положила себе в карман более восьми тысяч рублей.
- Следствием установлено четыре таких эпизода, - пояснил Р. Жиров. - П. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). Но отбывать реальное наказание подсудимой не пришлось: она попала под амнистию, и суд прекратил в отношении ее уголовное преследование. Впрочем, это не является реабилитирующим основанием и считается, что судимость у человека есть.