О роли православия в русской истории и роли личности в ней
Теперь по сути дела. Честно говоря, не вижу никаких существенных противоречий между моим тезисом о роли православия в русской истории и вашим вниманием к роли личности в ней. Просто это две разные роли. Православие - духовная основа русской национальной жизни. Оно задает нам главный нравственный ориентир, позволяет различать добро и зло. Ведь даже неверующие, но просто порядочные люди проблему «что такое хорошо и что такое плохо» решают абсолютно по-христиански. Нам сейчас даже трудно представить, насколько иными были представления о добре и зле в дохристианском мире, когда в языческих храмах приносили человеческие жертвы, и числом их восхищались цари и народы.
Совесть, стыд, раскаяние, сострадание - все это рождено христианством. Это, если хотите, наша надисторическая всенародная и в то же время глубоко личная беседа с Богом. Другое дело, что почти никогда ни мы, ни другие народы не умели быть христианами в полную меру. Явное же повреждение духовной основы неизбежно влечет за собой череду больших и малых бед, влечет народ и государство если не к катастрофе, то к испытаниям. Крах романовской России - яркий тому пример. В те времена не было телешоу, желтой прессы и порносайтов, но и одного Гришки Распутина хватило с лихвой.
И здесь самое время перейти к вопросу о роли личности в истории. Вот если бы не было того же Распутина, то устояла бы Россия? Или если б Ельцин хотя бы не пил, а Горбачев был дальновиднее, уцелел бы Союз? Размышлять на эти темы бывает весьма увлекательно, но беда в том, что история уже состоялась и изменить что-либо нельзя. Однако есть какая-то связь между состоянием народа и появлением или непоявлением исторической личности. Как мучительно размышлял над этим Лев Толстой, когда писал «Войну и мир»! Почему Наполеон? Почему Кутузов? Почему именно за ними шли народы, одни - с запада на восток, другие - с востока на запад? Итог раздумий великого писателя по-крестьянски прост: «все от Бога». И тут можно, конечно, возмутиться - как это, и Гитлер тоже? Но затем мы начинаем думать дальше и временами приходим к неожиданным мыслям. Меня, к примеру, поразила догадка православного публициста А. Воронцова: «...И большевиков Господь прислал не зря: не остановили бы Романовы «дранг нах остен» ХХ столетия»...
19 марта 2008 года