На Ставрополье проводится реструктуризация и оптимизация сети образовательных учреждений
На сегодняшний день постановлением правительства СК статус малокомплеплектной получила 131 школа. Среди них начальные, где учатся до 20 детей, основные (девятилетки), где учеников до 100, и полные средние – до 200 учащихся. Статус необходим, чтобы эти учреждения выжили в условиях подушевого нормативного финансирования, при котором, как известно, деньги выделяются не на школу в целом, а по числу посещающих ее детей. Чем их меньше, тем и средств меньше, и значит сложнее (а порой и вовсе невозможно) оплатить коммунальные услуги, содержание здания и т. д. В малокомплектной же школе расходы на одного ученика примерно в два раза выше, чем в среднем по краю. Но поскольку в связи с ухудшением демографической ситуации идет сокращение классов-комплектов, высвобождающиеся средства направляются на развитие образовательного комплекса, в том числе и на финансирование малокомплектных школ. Ведь речь идет не просто о сохранении образовательного учреждения в сель-ской местности, но и о сохранении самого села. Всем известно: закрыли школу – уехало наиболее работоспособное население.
- Но некоторые все же были закрыты…
- Таких школ всего 14, причем большинство – вечерние. Учились в них по 5-7 человек. Суть не только в том, что это экономически нецелесообразно, а в уровне образования. Вот была такая маленькая средняя «школка» в Кочубеевском районе. Приспособленное помещение, топили углем, о новых технологиях и речи нет… Сейчас детей возят в более крупное образовательное учреждение, где прекрасные условия для занятий, квалифицированные преподаватели. Но, повторюсь, мы постарались общеобразовательную сеть максимально сохранить, сделав опорной моделью в крае базовую школу с несколькими филиалами. Это позволяет сконцентрировать материально-технические, финансовые, управленческие ресурсы и обеспечить более высокое качество образования. Как вариант – ресурсные центры с профильным обучением, каковых на территории края уже 31. Они открыты на базе лучших школ городов и районов.
- А какова дальнейшая профессиональная судьба педагогов после реорганизации? Ведь если учебное заведение стало филиалом, ему больше не нужен директор, да и некоторые учителя потеряли нагрузку…
- И директору, и учителям отделы образования, как правило, учебную нагрузку находят в той школе, куда возят детей. Для бывших администраторов здесь, конечно, есть психологические сложности. Но и ситуация, когда при десяти учениках приходится содержать, кроме учителя, еще и директора, согласитесь, тоже не вполне адекватная.
Идет реструктуризация и в дошкольном образовании. Картина такова: в городах детские сады переполнены (всего в крае ждут очереди более 20 тысяч ребятишек), а на селе в них переизбыток мест и площадей. Решать эти проблемы приходится по-разному. В частности, десять образовательных учреждений типа «начальная школа – детсад» перепрофилированы полностью в детские сады. Это там, где малыши стоят в очереди. А десять полупустующих малокомплектных детсадов присоединены к общеобразовательным школам в качестве филиалов и структурных подразделений.
Но, конечно, если мы не будем строить новые садики, то дефицит мест не ликвидируем еще долго. В 2008 году за счет бюджета края будет продолжено строительство и планируется открытие двух дошкольных учреждений.
- В последнее время много говорится и о необходимости реструктуризации детских домов.
- Детям все же лучше расти в семье. К 2010 году мы планируем сократить сеть детских домов на 30 процентов. Тенденция к уменьшению вновь выявленных сирот и увеличению устроенных в семьи наблюдается в крае уже сейчас. Чему, безусловно, способствует принятие нормативно-правовых актов по поддержке детей-сирот, приемных родителей и опекунов, а также - краевого Закона «О патронатном воспитании в Ставропольском крае». Получается, что сирот в прошлом году стало меньше на 400 человек, а детских домов по-прежнему 38. Малокомплектные нужно сокращать.
- А воспитатели?
- На базе бывших детдомов откроются центры сопровождения замещающих семей, которые будут помогать приемным родителям, опекунам, лицам, осуществляющим патронат, растить и воспитывать ребятишек. Кроме того, создаются два центра постинтернатной адаптации выпускников детских домов, где те смогут под руководством воспитателей жить до обретения собственной крыши над головой. Сейчас это очень большая проблема. Так что работы хватит.
- Вызывает ли реализация программы, о которой идет речь, конфликты?
- В самом начале их было много. Но в последние полтора года мы практически не получаем жалоб ни от родителей, ни от учителей. Сказывается то, что вопросы реорганизации рассматриваются на сходе граждан, на совете муниципального района, затем принятые решения утверждаются главой администрации. Помогают гласность и открытость.
28 февраля 2008 года