Краевой педагогический фестиваль «Талант-2007» завершился
Фестиваль педагогических талантов в Невинномысске впервые проводился весной 2001 года силами здешней гимназии № 10 «ЛИК». Главный его вдохновитель и организатор директор гимназии Александр Калкаев, как мне кажется, имел подсознательную цель уйти от официоза краевого конкурса «Учитель года», который к тому времени переживал явный кризис, все больше становясь мероприятием чиновничьим, формальным. Организаторы «Таланта» сразу решили, что соревнований с многоступенчатым отбором участников, неизвестно кем придуманными ограничениями, борьбой «местных» самолюбий и т. д. не будет. Все желающие смогут выступить со своими идеями, показать то, что считают достижениями, вы-слушать искренние отзывы коллег. Главной ценностью будет профессиональное и человеческое общение, постановка значимых в образовании проблем.
Так это и осталось до сих пор, хотя учредителей у фестиваля прибавилось: это, кроме гимназии «ЛИК», министерство образования края, СКИПКРО и Невинномысский городской отдел образования. На «Таланте-2007» мастер-классы смогли показать коллегам более 20 учителей из городов и районов. Состоялся также «Час науки», где перед участниками выступили ученые и методисты из Ставрополя и Ростова, «Час министра» - встреча с министром образования СК Аллой Золотухиной. И была, как всегда, на фестивале дискуссионная часть - круглые столы, которые здесь именуются «Педагогический ринг» и «Педагогическая ассамблея».
Наиболее интересным мне показался «Педагогический ринг». На него пригласили начальника отдела общего образования профильного краевого министерства Оксану Романенко, однако она не стала занимать «бойцовскую» или оборонительную позицию, а вместе с другим соведущим Александром Калкаевым просто приняла участие в обсуждении темы, что такое качество школьного образования и как к нему прийти.
Вопрос оказался достаточно сложным. Выяснилось, что ни педагоги, ни управленцы образования не могут точно сказать, какое образование нужно давать современным детям. Меньшая часть собравшихся вместе с А. Калкаевым считает, что, обучая школьников, не следует ориентироваться на социальные запросы. Учащиеся должны получить определенную сумму знаний и навыки, как ими пользоваться. При этом главным в ходе обучения является их личностное развитие. А уж как они этим распорядятся - пойдут ли в вузы, станут рабочими, фермерами или найдут образованию другое применение – не является заботой школы. Другие же, которых было большинство, полагают, что раз образование официально стало услугой, то следует учитывать мнение тех, кто ее заказывает. Но и здесь нет полной ясности. Например, кто же заказчики, чего они хотят? Родители? Но все они видят будущее своих детей по-разному. Вузы? Однако возможность получить высшее образование есть сегодня далеко не у всех выпускников школ. Министерство образования России с его Единым гос-экзаменом? Но к ЕГЭ есть много обоснованных претензий. И как здесь быть школе?
Неудивительно, что многие учителя в этой ситуации тоскуют по прежним временам, когда требования к среднему и девятилетнему образованию были четко обозначены, учебники являлись едиными для всех детей и т. д. Тем более что реформы в отрасли идут сплошным накатом и одно новшество порой отменяет предыдущее. Вот пронесся слух, что вузы станут, кроме результатов ЕГЭ, требовать от выпускников так называемые «портфолио» - приложение в виде грамот, побед в олимпиадах и других достижений. Начинать их собирать или не надо? Как высказалась по этому поводу О. Романенко, идея взята у Европы и сама по себе красива, но правовых механизмов ее российского исполнения нет – и это одна из главных наших трудностей, причем не только в образовании.
А если нет точного представления, чему учить, то как учить?
Таким образом, «Педагогический ринг» на поставленный вопрос не ответил. Но задуматься и определить собственные задачи в профессиональной деятельности заставил, мне кажется, всех участников. А это ли не цель, стоящая перед каждым настоящим профессионалом?..
10 ноября 2007 года