00:00, 26 мая 2007 года

«Старший брат» Владимира Путина

Обнаружил его за сотни километров от родного дома патруль 28-го полка гвардейских минометов. Командир полка капитан Владимир Путин долго смотрел на щупленького парнишку, глаза которого были полны решимости бить фашистов, мстить за отца. Возвращать такого обратно было сложнее, чем взять с собой. И Игоря Жданова зачислили в сыновья: то есть - в сыны полка. Капитан Владимир Федорович Путин, вы не ошиблись в догадках, - отец нынешнего президента России. Через много лет Жданов разыщет еще шестерых однополчан и выпустит воспоминания о своем названом «бате». Фронтовики вручили эту книгу президенту при личной встрече и долго говорили с ним о боевом пути 28-го полка гвардейских минометов.

А полк-то был необычный. В него входило 220 знаменитых катюш. От мощи артиллерии у мальчишки из маленького городка дух захватывало. Но ему была уготована иная судьба: Игоря Жданова определили в разведку.

Однажды Игоря в зафронтовом селе остановил немецкий патруль и спросил, куда он идет.

- К бабушке Пелагее, - не моргнув глазом, ответил парнишка в соответствии с вызубренной легендой.

- Пойдем, покажешь свою бабушку.

Игорь шел в оцепенении к дому, в котором никогда не бывал, к женщине, которую никогда не видел. И вдруг навстречу из ворот выбегает та самая Пелагея и кричит: «Игоречек, внучек!». Завела в дом и его, и сопровождающих. Дала немцам масла, яиц. Увидев фотографию Игоря на стене, те, совсем успокоившись, ушли восвояси. Командование продумало все до мелочей…

Триста раз маленький разведчик ходил в тыл врага. И ни разу не попался в лапы фашистам.

- Тогда все воспринималось как игра, - вспоминает Игорь Жданов. - И, запихивая за пояс «лимонку» (на всякий случай), я даже толком не представлял, каким может быть такой случай.

Дыхание смерти Жданов ощутил гораздо позже, во Вьетнаме. Но до той войны было еще далеко…

Великую Отечественную Игорь Жданов закончил в 15 лет. Фронтовик, на груди три боевых ордена и четыре медали. А впереди - вся жизнь! Сироту определили в Суворовское училище. Игорь окунулся в учебу с тем необузданным рвением, какое было свойственно, наверное, только послевоенному поколению. Он, как и его сверстники, мечтал о новой, счастливой мирной жизни. И вместе со всеми зачитывался рассказами о легендарном пограничнике Карацупе и его собаке Ингусе. Это и предопределило его дальнейший выбор - Высшее военно-политическое училище Пограничных войск КГБ СССР. Потом – служба. На участке Октемберянского погранотряда Закавказского пограничного округа, куда Игорь Жданов был направлен заместителем начальника заставы, мягко говоря, было неспокойно. Фронтовой опыт помог Жданову с честью служить на этой тревожной границе. Спустя недолгое время боевой и отлично подготовленный офицер, пройдя несколько ступеней служебной лестницы, уже служил в управлении округа.

В начале шестидесятых годов прошлого века у государства появилась новая проблема: осложнились отношения с Китаем. К тому времени Жданов заочно окончил педагогический институт и Военно-инженерную академию имени Дзержинского. Его откомандировали на восточную границу. 42 раза он лично руководил операциями по отражению провокаций с сопредельной стороны. А всего за год доходило до 200 таких столкновений.

В 1965 году офицер-пограничник получает новое назначение: советником по боевой технике сухопутных войск во Вьетнаме. Давая согласие на эту командировку, Игорь хорошо понимал, что едет в страну, ведущую полномасштабные военные действия.

Во Вьетнам Жданов приехал с женой - Марией Яковлевной, полевым хирургом. Через три месяца американская авиация разбомбила госпиталь. Мария погибла, стоя за операционным столом. Эта война снится ему до сих пор.

- Все время я в каких-то боевых действиях, всюду кровь, - говорит Жданов. - Обратился к психологам, они сказали, что это в подсознании засело навсегда.

Когда возвратился на Родину, заметил, что некоторые русские слова забыл. А вот вьетнамский помнит до сих пор.

Вернувшись на Родину, он возглавил группу по обучению офицеров военных ведомств стран Варшавского договора в Главном управлении Пограничных войск КГБ СССР. Великий ученый с практическим опытом очень пригодился для обучения союзников действиям против вероятного противника. В девяти государствах социалистического содружества читал лекции полковник Игорь Жданов. В 1985 году с 43-летним календарным стажем военной службы он вышел на пенсию.

И решил, что жизнь для него только начинается. Но в другом измерении. В Москве встретил своего давнего друга и бывшего сослуживца по Дальнему Востоку генерала Анатолия Абросимова. Тот заведовал кафедрой Московского государственного университета и предложил Жданову сначала преподавательскую работу, а потом должность директора фирмы «Алибор». За короткое время это нерентабельное предприятие выросло до республиканского объединения. Одновременно Жданов организовал частную школу, готовящую абитуриентов для МГУ и подготовил кандидатскую диссертацию по экономике и докторскую - по педагогике.

Два года назад, когда в Карачаево-Черкесии открылся филиал Московского социального университета, Игорю Жданову предложили переехать в провинцию. Бывший пограничник согласился, не задумываясь. Сейчас он преподает, занимается научной работой, «перетащил» на Северный Кавказ всю семью. Но даже не все родные знают, сколькими наградами отмечен его жизненный путь. А их у ветерана-пограничника не просто много, а очень много. Восемь орденов, в том числе: два боевых ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й степени. И еще… 30 медалей. Но Жданов не любит их надевать. Зато бережно хранит все поздравления от официальных лиц. К старости, признается, становится сентиментальным. Вот с аккуратной подписью, открытки от президента России Владимира Путина.

- Обращались когда-нибудь к президенту за помощью?

- Приходилось. Один раз попросил оплатить операцию слепой девочке. А второй - защиту кандидатской диссертации моего аспиранта. Сейчас за процедуру защиты надо вносить немалые деньги. Написал письмо с просьбой, и Владимир Владимирович выделил средства из Президентского фонда. Приятно, что заботится о научном потенциале страны.

…Такая вот получилась жизнь у «старшего брата» президента Путина. Большая. Сложная. Горькая. И все равно – красивая.

Лидия СЕРГЕЕВА