И суд не указ. Даже Конституционный
«Родился в июле 1927-го. В армию призван семнадцатилетним в ноябре 1944-го. Присягу принял 23 февраля сорок пятого. Был определен в пулеметный батальон 7-го учебного стрелкового полка, дислоцированного в Моздоке. Прошел полный курс боевой подготовки, и в ночь с 8-го на 9-е мая мы уже находились в воинском эшелоне, готовые к отправке на фронт.
После Дня Победы наш эшелон переформировали. Кого отправили на Дальний Восток, где начиналась война с Японией, кто-то попал во внутренние округа. А мне до весны 1946-го пришлось в составе группировки наших войск находиться в Иране.
В общей сложности прослужил шесть с половиной лет. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Германией». На гражданке тоже без дела не сидел: работал кинорадиомехаником, инженером контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, директором предприятия тепловых сетей… Общий трудовой стаж – 56 лет и семь месяцев».
Как видим, человек заслуженный. Только вот обидели его, как и многих других ветеранов, не принимавших непосредственного участия в боевых действиях, незаслуженно. Дело в том, что Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г. заменил часть льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ). Выплаты эти были регламентированы приказом главы минздрава и соцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. № 294, который поделил ветеранов Великой Отечественной на инвалидов войны – участников боевых действий (ЕДВ 2000 рублей) и тех инвалидов, кто служил не в действующей армии (ЕДВ 600 рублей).
Сотни жалоб от ветеранов посыпались в различные инстанции. Они подчеркивали, мол, не виноваты в том, что служили в учебных и запасных полках, восстановите справедливость. В разных регионах властные структуры и судебные органы решали эту проблему по-разному: где-то удовлетворяли иски пенсионеров-инвалидов, где-то им отказывали.
Наконец, определением Конституционного суда от 04.04 2006 г. (опубликовано в «Российской газете» 14 июня 2006 года № 125), казалось, были расставлены все точки над i. Комментируя это решение, председатель Конституционного суда В. Зорькин заявил, что «…если на сегодняшний день выплаты инвалидам войны составляют 2000 рублей, то приравненные к ним категории ветеранов должны получать не менее».
Все ясно? Не скажите! К примеру, Михаилу Александровичу Черкашину, по его словам, учреждение Пенсионного фонда РФ по Изобильненскому району осуществляет повышенные выплаты, начиная с 4 апреля 2006, то есть с даты вступления в силу определения Конституционного суда. А где же долги, которые «накапали» с 1 января 2005 года, когда вступил в силу приказ главы минздрава и соцразвития?
С этим вопросом М. Черкашин обратился в администрацию президента России. И знаете, откуда получил ответ? Правильно: из учреждения Пенсионного фонда Изобильненского района. Мол, мы ничего вам не должны, ибо определение Конституционного суда вступило в силу с 04.04. 2006.
Примерно также отвечали работники военкоматов сотням военных пенсионеров, которым Минобороны задолжало выплаты по пенсиям с 1995 по 1996 год. Пришлось искать правду в суде Промышленного района краевого центра. В конце концов интересы офицеров, прапорщиков, находящихся в запасе и отставке, а также вдов и сирот, получающих пенсии за погибших отцов, были защищены.
Но у военных пенсионеров была совсем иная ситуация: их проблемой Конституционный суд не занимался и своего определения не выносил. Здесь же, когда интересы участников Великой Отечественной защитила высшая судебная инстанция страны, подчеркнув, что определение окончательно и обжалованию не подлежит, споры продолжаются. Инвалиду первой группы Михаилу Черкашину, обратившемуся в районную прокуратуру, посоветовали готовить исковое заявление по истребованию долгов с местного отделения Пенсионного фонда в суд Изобильненского района.
Это ли не парадокс?