Преодоление
Казалось бы, что ей, этой городской Думе далеко не самого крупного на Ставрополье города, нужно? Ну отметили бы пятилетие органа представительной власти, ну отчитались бы перед населением (кстати сказать, есть чем), так нет - еще и над законом размышлять. По чину ли?
Оказалось, по чину. В первую очередь потому, что благодарненские думцы свое право «выступать от имени всего населения города в отношениях с другими органами местного самоуправления, государственной власти, иными государственными и общественными организациями» восприняли очень и очень серьезно. Для начала изучили опыт дореволюционной Думы Благодарненского уезда. И выяснилось, что полномочия дум, разделенных почти вековым «пробелом», не очень разнятся. В 1913 году, например, стоящие перед Думой задачи определялись так: производство выборов на должность, определение порядка действий исполнительных органов, рассмотрение росписей доходов и расходов, определение размеров установленных местных сборов... Не лишним стал и опыт советов депутатов времен СССР и первых лет нового государства Российского.
В 2001 году на смену горсовету пришла Дума. Вспоминая ту выборную кампанию, многие нынешние депутаты говорят о своем – того времени – политическом инфантилизме. Да, было интересно и напряженно: на 18 мандатов сорок кандидатов. Более половины были избраны в представительный орган местного самоуправления впервые. То есть опыта, считай, никакого. Хотя есть резерв: 13 депутатов – руководители предприятий. Средний возраст – 43 года. Сейчас наработаны и опыт, и навыки. А тогда...
- Нет, растерянности не было, - вспоминает глава благодарненской городской Думы Юрий Проскурин (он, кстати, был избран из четырех претендентов). - Но многое было впервые. Не хватало опыта, мы учились строить взаимоотношения не только с исполнительной властью и внутри самого депутатского корпуса, самое главное, мы учились работать с населением.
Юрий Проскурин вообще человек интересный. Педиатр высшей категории, более двадцати лет возглавлявший дет-ское отделение местной больницы. Успешный врач. Что его-то потянуло в политику?
- Да не в политику я шел, - говорит он, - в местную власть. Именно ее уровень, и в этом я глубоко убежден, - один из главнейших факторов решения жизненно важных проблем.
Вхождение во власть городской Думы было не самым легким. И все время беспокоила мысль о том, что в чем-то они, депутаты, могут ошибаться. Как сверить свои дела с горожанами – вопрос из серии интересных. Сходы граждан – проверенная и выверенная временем форма общения. Это раз. Опрос общественного мнения – это два. Затеяли «Думскую неделю» – три. Наладили выпуск вкладыша «Город и горожане» в районной газете «Благодарненские вести», сделали вход на заседания Думы свободным для всех(!). Плюс к этому создали при Думе совет общественных организаций (в него входят двадцать их представителей, национальных диаспор, просто уважаемых людей, которых на Северном Кавказе принято называть старейшинами). Такие советы, конечно, не изобретение благодарненцев. В свое время пример подал губернатор Александр Черногоров. Новшество здесь в том, что, пожалуй, это единственный в крае совет, действующий не при исполнительном, а при представительном органе власти. А его предложения находят реальное воплощение в решениях Думы.
- Наша власть – не отдельно от людей, а вместе с ними. Для общего блага, - говорит Юрий Проскурин. - Собственно говоря, так мы решаем вечный вопрос власти, как набрать «критическую массу людей», достаточную для организации реальных действий. Если у них не будет желания участвовать в управлении собственной жизнью на той территории, где они живут, то никакими законами, даже самыми хорошими, жизнь лучше не сделаешь.
А где критерии оценки, стала жизнь лучше или хуже? Ну заседание провели, ну решение приняли, ну комиссии работают. Все это нужно и важно, но как-то не наглядно, что ли. Так что из всего этого нормотворческого потока отметим только, что многие наработки городской Думы были учтены при формировании Совета Благодарненского муниципального района, они включены и в Устав, и в регламент совета. Городские депутаты делились опытом.
А потом грянул 2005-й , когда Ставрополье раньше на год всей страны взялось за реализацию 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Что бы ни говорили чиновники, бодро рапортующие в основном о положительных моментах, при реализации его на местах сложностей хватает. У благодарненских думцев еще достало и смелости говорить о них открыто. И в прессе, и с другой властью.
- Самое главное, - утверждает Андрей Кашпоров, зампредседателя Думы, - необходимо расширить собственную финансовую основу местного самоуправления. Иначе у поселений не будет ни финансовой самостоятельности, ни заинтересованности в налоговой базе, ни в поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.
Сейчас ситуация такова: из 15 налогов, которые раньше пополняли городской бюджет, осталось четыре, причем только три из них - реальные. При этом на территории города всего два больших предприятия – элеватор и птицекомбинат, – дающие в бюджет весомые средства. Можно было бы смириться с этим, если бы городские депутаты ощущали весомость своего слова в районном совете. Но и с представительством в нем неувязка выходит. Депутатов здесь – 42. Интересы же райцентра, в котором проживает 52 процента населения, представляют… трое. Диссонанас, уже вызвавший обращение в Страсбургский суд. Напомним, что районные советы на территории края формируются из представителей советов муниципалитетов – два делегата плюс глава муниципалитета. То есть налицо «смешение французского с нижегородским» - исполнительной и законодательной власти. Депутат Владимир Шальнев, директор ГУП «Благодарненское дорожное управление», считает, что ГДСК, принявшая такое решение в цейтноте перед избранием в муниципалитетах советов первого созыва, безусловно, была права.
- Но сегодня, - говорит он, - делегирование, как способ образования районных советов, себя изжило. Это просто несправедливо. За каждым из нас, городских депутатов, стоят около 12 тысяч человек. А интересы, например, поселения хутор Большевик, где проживают 850 человек, тоже представляют трое.
Над законодательными казусами современной России не издевался только ленивый. Но депутатам городской Думы Благодарного не до издевки. Большинство в райсовете – это депутаты от других поселений.
Проблем - выше крыши. Есть у района, например, фонд помощи муниципальным образованиям. 85 процентов из него распределяется на человека – подушевое распределение называется. Из остатка денег фонда город может получить 52 процента, это шесть миллионов рублей. А получил мизер, потому что райсовет, который вправе принять иное решение, его и принял. А за эти шесть миллионов «мы бы все улицы осветить могли», сетуют депутаты гордумы.
С полномочиями – тоже беда: какие районные, какие городские. Нет сейчас у города ни имущества учреждений культуры, ни своих детских садов. Отошли к району. А ведь в детсадовские учреждения город вкладывал немалые деньги - около четырех миллионов ежегодно - из внебюджетных фондов. И готов вкладывать еще. Но теперь это чужая собственность, которой, между прочим, пользуются дети горожан. Обидно городским депутатам, что на весь муниципалитет осталось две заботы – мусор собирать и дороги латать.
Но останавливаться и мириться с создавшимся положением дел они не собираются, хотя не раз высокие ставропольские начальники винили их и в правовом нигилизме, и в политической незрелости. И, знаете, мне показалось, что у них получится. Убедил в этом Миша Кокора, десятиклассник школы № 6, пришедший в городской совет, чтобы помогли собрать материалы к реферату «Предметы ведения представительного органа местного образования города Благодарный». Его он пишет для конкурса, объявленного городской Думой к своему юбилею.
- Миша, а тебе, что, правда, это интересно?
- А как же, - сказал важно худенький Миша. - Кстати, в Благодарном есть, где отдохнуть, где спортом заняться, и это тоже заслуга городской Думы.
Вот так!