Пока горит очаг
- Любовь Николаевна, культура во все времена никак не могла похвалиться особенной чуткостью государства, ее и сегодня «по традиции» отодвигают не на второй даже, а на третий-четвертый план в череде задач. Можно ли с этим мириться и как преодолеть отношение к культуре как к чему-то необязательному, третьестепенному?
- Разумеется, тут не может быть другого ответа: мириться с этим не только нельзя, с этим нужно бороться! Ведь посудите сами: на современном этапе, говоря о сохранении и развитии культуры, мы исходим из главного – необходимости сохранения и развития единого культурного пространства Ставропольского края, а если шире – России. Это обусловлено сложившейся неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в городе, на селе, на востоке края в силу ряда факторов экономического и демографического характера. По большому счету, речь – о прямом нарушении конституционных прав значительной части граждан.
Более 90 процентов учреждений культуры края находятся в сельской местности, поэтому нет необходимости доказывать также и значимость поддержки развития культуры на селе, особенно в период реформы. И при том, что, как вы заметили, культуру чаще приходится как бы отодвигать на второй план, все же нельзя сказать, что у власти нет понимания и желания решать эти задачи. В последние два года осуществлены мероприятия, направленные на модернизацию сети учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти. Обеспечено с наименьшими, подчеркну, потерями преобразование сети учреждений культуры и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы и реформы местного самоуправления. В результате чего мы в основном сохранили сеть библиотек, клубов, музеев, театров, концертных и других организаций, сохранили специалистов – талантливых музыкантов, актеров, художников, музейщиков, библиотекарей, отмеченных российскими и краевыми наградами.
- Другой вопрос – как работается этим профессионалам в новых условиях… Если крупные краевые коллективы достаточно уверенно стоят на ногах, то вот об упомянутых вами сельских этого не скажешь.
- В разных районах ситуация разная, и многое зависит от позиции местной власти. Если, например, глава муниципального образования понимает, что нельзя «разгонять» клубников, как обузу бюджета, то он постарается и крышу в Доме культуры починить, и с жильем работникам ДК помочь, и даже людей в самодеятельность привлечь. И таких, к счастью, у нас немало, например, села Александрия Благодарненского, Стодеревское Курского районов и ряд других.
- И это при всех переживаемых трудностях позволяет продвигать культурные достижения нашего края далеко за его пределы, наших музыкантов, вокалистов, прогрессивно мыслящих библиотекарей и музейщиков знают во многих уголках России.
- Действительно, можно с удовлетворением констатировать, что в последние годы расширился культурный обмен Ставрополья: профессиональные и любительские коллективы и исполнители выезжают на всероссийские и международные конкурсы и фестивали, где нередко занимают призовые места. К примеру, народный ансамбль «Казачка» Кировского района, народный духовой оркестр Левокумского района, образцовый ансамбль «Радуга» Ставропольской хореографической школы привезли целую коллекцию дипломов таких творческих состязаний. Успешным было участие в международных фестивалях Государственного казачьего ансамбля танца «Ставрополье», вокально-хореографического ансамбля краевой филармонии «Слобода». Солистка Ставропольской государственной краевой филармонии И. Белая стала лауреатом двух престижных конкурсов – Всероссийского и Международного.
В залах ставропольских музеев экспонировались уникальные коллекции Эрмитажа, Центрального музея Вооруженных сил, Третьяковской галереи. В крае гастролируют театры, активно работают концертные организации, то есть в культурное пространство России мы вписаны значительными реализованными проектами.
- Однако как раз возможность сравнить ситуацию в культуре края и других регионов страны нередко вызывает вздох сожаления по поводу нашей, если так можно выразиться, «отсталости» по целому ряду параметров, будь то содержание материальной базы или подготовка кадров....
- Что ж, за очевидными достижениями учреждений культуры и искусства мы, конечно, видим и нерешенные проблемы отрасли. В проекте бюджета Ставропольского края на 2007 год на содержание учреждений культуры и искусства и проведение культурных мероприятий предусмотрено 394,4 млн. рублей.
В настоящее время отчетливо обозначилась необходимость принятия правовых актов, за-крепляющих гарантии и условия обеспечения населения края услугами организаций культуры. Ряд нормативных актов, например, о меценатстве и благотворительной деятельности, о творческих союзах мы должны инициировать для принятия на федеральном уровне, часть - на краевом. Огромную озабоченность вызывает в правительстве края то, что из 1613 муниципальных учреждений культуры 50 находятся в аварийном состоянии, около 500 требуют капитального ремонта. Этот перечень потребностей можно продолжать...
- Остается лишь удивляться, что при всех названных проблемах люди в культуре, как вы правильно подчеркнули, остаются верны профессии, работают с полной отдачей, не имея, в общем-то, никаких радужных перспектив в смысле личного материального достатка.
- Низкая заработная плата, конечно же, не соответствует тем социальным функциям, которые ложатся на плечи работников культуры, искусства и кино. В целом по уровню заработной платы работников культуры наш край занимает 10-е место из 13 территорий ЮФО и 64-е место из 85 субъектов Российской Федерации. Как видите, цифры тоже не радуют глаз.
Но кое-что все-таки нам удается сделать на краевом уровне. Так, в целях социальной поддержки работникам краевых учреждений культуры и искусства установлена 50-процентная надбавка к должностным окладам, библиотек и музеев края – от 20 до 50 процентов. Сельским культработникам оплачиваются коммунальные услуги и производится денежная компенсация книгоиздательской продукции.
Впервые в 2006 году при формировании бюджета при активной поддержке депутатов предусмотрены 2,8 млн. рублей на приобретение жилья для специалистов отрасли, проживающих в сельской местности. Дальнейшее развитие этих мер позволит, в частности, привлечь и закрепить молодых специалистов на селе.
- Кстати, как раз проблема омоложения кадров в культуре становится все более острой, да и качество подготовки специалистов по ряду направлений оставляет желать лучшего.
- В крае сложилась разветвленная сеть образовательных учреждений этой сферы: школы дополнительного образования, средние специальные учебные заведения, факультеты искусств в ряде вузов. В них молодым людям предоставлен выбор из 26 специальностей. Проблема в другом – как закрепить эти кадры, особенно на селе. Упомянутые краевые надбавки кардинально положения дел с заработной платой не меняют. Необходимы изменения в федеральном законодательстве, в том числе по типу национальных проектов, действующих в здравоохранении и образовании. «Латочным» способом вопрос не решить. Сегодня уже все чаще говорится и о том, что надо законодательно закрепить обязательство выпускника вуза, обучавшегося за счет средств налогоплательщиков, отработать определенный срок по распределению.
- Наверное, определенные резервы развития отрасли следует видеть и в поисках новых, более современных форм организации досуга, оптимального сочетания платных и бесплатных услуг...
- Будущее – за многофункциональными учреждениями (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы). Необходимо возобновление передвижных систем обслуживания автоклубами, библиобусами, которые хорошо работали в крае раньше, но сейчас исчезли. Впрочем, нередко так и бывает, что внедряемое «новое» оказывается просто «хорошо забытым старым», и ничего плохого в этом не вижу.
Несомненно, стоит подумать и о совершенствовании методов планирования и отбора проектов гастрольной, фестивальной, выставочной деятельности и, конечно же, об эффективной системе материального стимулирования труда работников культуры, привлечении талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли.
- Любовь Николаевна, какими вам видятся отношения государства с творческими союзами? Сегодня об этом говорится, по-моему, мало, между тем опора на творческую интеллигенцию принесла немало хорошего государству на разных исторических отрезках.
- Творческие союзы, а их у нас в крае сегодня одиннадцать, объединяют в своих организациях свыше семисот писателей, художников, актеров, дизайнеров, журналистов. Это лучшие творческие силы Ставрополья, наша культурная элита. Мне думается, поддержать их – задача общегосударственная. Союзы всегда были большой подмогой творческой интеллигенции: соединившись в союзы, люди ставили перед собой четкие задачи и при этом сами становились ориентиром для других мастеров. Порой звучат рассуждения о том, что соединение в союзы к чему-то обязывает в творчестве. Но ведь жизнь доказала: это - союзы единомышленников, где никто никого не принуждает, но где есть отправная точка для творчества!
- А партнерские отношения с властью – нормальные отношения – на пользу обеим сторонам...
- Конечно! Но творческим интересам нужна защита. А вопросы эти лучше ставить не в одиночку. Правительство края поддерживает с творческими союзами постоянные контакты, помогая талантливым людям. Второй год в Ставрополе действует краевой Литературный центр, призванный популяризировать творчество наших писателей, артистов, художников, музыкантов, композиторов. Мы видим, что кое-какие вопросы в работе этого Центра еще предстоит продумать.
Вообще, знаете, в свое время мы как-то очень уж легкомысленно взяли и развалили работу творческих союзов. Сегодня же оказалось очень важно найти новые формы их деятельности. Задача, кстати, и для самой творческой интеллигенции. Посмотрите, сколько интересных выставок проходит сейчас в Ставрополе! Хочется сказать самые добрые слова в адрес наших художников и музейщиков. Но ведь при этом очевидно: власть вовсе не стремится диктовать художнику и писателю: рисуй то-то и пиши то-то... Они сами должны для себя понять, что своим творчеством, по сути, сохраняют нравственную основу нации. Ту основу, которой всегда была сильна Россия. Мы же будем помнить, что усилиями и талантом творческих деятелей немеркнущий свет «очагов» культуры делает нашу жизнь многокрасочной, полной смысла, эмоционально и духовно насыщенной.