Скорый, правый и милостивый
- В 2001 году на Ставрополье были назначены первые мировые судьи. Сейчас, по прошествии пяти лет, уже можно говорить о полноценном становлении института мировой юстиции на территории края. Оперативно? Да. Но не беспроблемно. Наш край нередко опережает в реализации судебной реформы соседей. Достаточно вспомнить, что в 1994 году именно Ставрополье первым из девяти регионов, выбранных в качестве пилотных, приступило к отправлению правосудия с участием присяжных заседателей. Но дело здесь не в погоне за темпами и за лидерством. У судейского сообщества края есть понимание: защита прав и интересов граждан настолько важна, что потеря времени на «раскачку» просто недопустима.
Что же касается проблем… Отсутствие методики создания новой структуры судопроизводства породило немало трудностей в организационной работе, финансовом и материально-техническом обеспечении. Не было даже рекомендаций по процедуре формирования законодательной основы деятельности мировых судей в регионах.
- Вы имеете в виду отсутствие региональных законов?
- Естественно. И речь не только о краевом законе «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае», без которого нельзя было сделать и первого шага. Немало времени и усилий потребовала разработка закона «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Ставропольском крае». Представьте ситуацию: хозяева земельных наделов определены, но самих наделов нет, межевание не проведено. Или, к примеру, выборы назначены, кандидаты борются, а границ избирательных округов не существует. Нелепость?! Чтобы мировые судьи смогли приступить к исполнению обязанностей, необходимо было «нарезать» судебные участки. Исходя из численности населения – от 15 до 30 тысяч человек на участок…
- Но, согласитесь, «нарезка» вышла не очень удачной, судьи перегружены делами…
- С самого начала работы мировые судьи края столкнулись с нагрузкой, значительно превышающей прогнозированную. Сегодня она составляет 171 дело на одного мирового судью в месяц, причем налицо тенденция к дальнейшему росту. А на некоторых судебных участках она превышает среднекраевую в два-три раза и составляет от 300 до 500 дел в месяц. Можно бы радоваться, это, безусловно, свидетельствуют о росте востребованности у граждан мировой юстиции. На сегодняшний день к мировым судьям Ставропольского края поступило уже более 680 тысяч дел! Кроме того, важно и то, что мировые судьи разгрузили федеральных судей районных судов. Причем, не в ущерб качеству отправления правосудия: у нас только один процент дел рассмотрен с нарушением установленных сроков, менее одного процента дел было обжаловано и лишь 0,2 процента решений было изменено или отменено. Но радоваться не получается. Проблема перегрузки действительно очень остра. И не только потому, что физически тяжело работать. Осложняется реализация идеи о доступности для населения судебной защиты, ради чего, собственно, и был возрожден институт мировых судей.
- И каков, на ваш взгляд, выход?
- Ставропольский край в порядке законодательной инициативы уже вышел с предложением об увеличении количества мировых судей и соответствующего им количества судебных участков. Если получится, мировой судебный корпус увеличится на 24 человека – со 119 до 143. Обнадеживает также и принятие постановления о концепции закона «О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих», разработанной Советом судей Российской Федерации. Но с принципиальным вопросом – сроками реализации всех этих предложений – ясности пока нет. Хотя все понимают, что затягивать решение вопроса никак нельзя. Чтобы новые судебные участки могли нормально функционировать, нужны бюджетные деньги. А бюджет края на 2007 год уже формируется, и пока без корректировки расходов с учетом увеличения числа судебных участков.
- К тому же предстоит заново «нарезать» участки…
- Да, и это тоже требует и сил, и времени, и изменения регионального законодательства. Но я бы особо хотел подчеркнуть: речь идет не о корпоративных интересах судей и сотрудников аппаратов судебных участков мировых судей. Речь о праве граждан на доступность правосудия. Поэтому федеральный законодатель должен, на мой взгляд, с максимальной оперативностью реагировать на все возникающие проблемы. Да и на месте можно сделать очень и очень многое. Возьмите стоявшую поначалу очень остро проблему охраны судебных участков судебными приставами. Мы ее решили. Нам также удалось ввести должность помощника мирового судьи и снизить напряженность по части доступности правосудия и сроков рассмотрения дел. Но это, согласитесь, полумера. Равно как и выработанный на региональном уровне порядок замещения временно отсутствующего (болезнь, отпуск и так далее) мирового судьи. Но этот порядок должен быть законодательно отрегулирован на федеральном уровне. У нас в крае есть районы, где лишь один судебный участок. Представляете, в каком положении могут оказаться жители этих районов в ситуации, когда невозможно четко по закону назначить судью взамен заболевшего?!
- Особенно если учесть, что еще в ХIХ веке великий русский юрист Анатолий Кони обозначил три главные особенности мирового суда: суд скорый, правый и милостивый. На первом месте – скорый?
- Одинаково важны все три слагаемых. Отсюда, кстати, и необходимость более четкого определения законодателем судебных процедур, отличающих деятельность мировых судей от деятельности иных судов. В частности, речь идет о расширении упрощенного судопроизводства, примирительных процедур (в том числе в целях прекращения уголовных дел), восстановительного правосудия. Без всего этого мировые суды в значительной мере теряют свою специфику, и возможно их превращение в филиалы райсудов с единственной функцией – разгрузить последние.
- Вы этого боитесь?
- Боюсь и я, и этого надо бояться всем нам. Ведь мировой суд – не просто самостоятельный институт правосудия, это воплощение судебного федерализма, ибо мировые суды и формируются в регионах, и осуществляют судебную власть в субъектах Федерации… Особо подчеркну, что мировые судьи, работающие в регионе, с каждым годом рассматривают все больше материалов об административных правонарушениях, и, таким образом, обеспечивают и пополнение регионального бюджета. За пять лет нашей деятельности сумма денежных взысканий, наложенная мировыми судьями в виде штрафов, государственной пошлины и так далее, превысила 520 миллионов рублей. Согласитесь, солидная прибавка в консолидированный бюджет Ставропольского края!
- А сами мировые суды в плане финансов безбедно живут?
- Судебные участки сегодня обеспечены всем необходимым – от помещений до высокотехнологичного оборудования. Каждое рабочее место судьи, к примеру, оснащено современным компьютером, в базе данных которого – семь справочно-правовых систем. Однако и здесь есть проблемы. Не предусмотрена, скажем, оплата расходов на проведение судебной экспертизы. Хотя это важнейшее условие отправления правосудия. Или возьмите автоматизированную систему судебного делопроизводства «Мировой судья». Мы пока сумели оснастить ею лишь половину из судебных участков. Правда, вселяет надежду то, что финансирование по части развития информатизации на судебных участках предусмотрено в рамках краевой целевой программы.
- Но главное, вы считаете, сделано: мировая юстиция в крае состоялась?
- За пять лет мировая юстиция Ставропольского края встала на ноги. И это не может не радовать, поскольку налицо плод совместных усилий и исполнительной власти, и законодательной, и всего судейского корпуса. Скажу больше. Обладая немалой базой накопленных статистических данных, мы получили возможность анализировать причинный комплекс преступности, определять совместно с федеральными и региональными структурами пути решения проблем, способствующих криминализации общества. Иными словами, обеспечивать социально-правовой контроль. И это очень и очень немало.