00:00, 26 августа 2006 года

Почему здесь я

Но все дело в том, что генерал-лейтенант Виктор Константинович Медведицков издал книгу стихов. «О времени и о себе» называется. Никаких тысячных тиражей и именитых издательств за ней не стоит. С изданием помогли друзья. Сам генерал определил ее жанр как семейное издание. Жене, детям и друзьям посвящается…

«Стихи начал записывать на первом курсе историко-филологического факультета Волгоградского госпединститута, - пишет автор в предисловии. – Почему-то возникла потребность выразить свои мысли и состояние души именно таким образом. Издавать их не собирался. Считая стихи очень личными, редко читал их кому-то, даже близким».

«И поля, и горы 
тишиной залиты,
За Хопром, нахмурившись, синий лес стоит,
У плетня высокого, 
хмелем пообвитого.
Шустрая девушка 
читает «Заповит».

Нет в этих стихах особых литературных приемов. И, как говорит автор, они «не есть результат долговременного напряжения ума, скорее – экспромта». Но от этого стихи не становятся ни лучше, ни хуже. Они – такие, как есть. Один из профессиональных ставропольских поэтов на мою просьбу «подправить генеральские шероховатости», только махнул рукой:

- Оставь все как есть. Не порти. Они – как светлый родничок.

«Булку помню, конечно,
Кашу на отрубях мешанную,
Нужду семьи бесконечную,
Отца от забот бешеного».

Это о детстве – том, голодном, послевоенном. И о семье, которая и сейчас, приросши новыми ветками, главная ценность Медведицкова. Чаще всего он вспоминает отца – Константина Ефимовича. Первый его приезд в 1969 году в молодую семью только что женившегося сына. Была уже апрельская оттепель. А дед пехом от волгоградского вокзала в валенках протопал километров пять, таща в руках сумку с индюками, а за спиной - мешок с картошкой.

«О, как хочется мне к дому
Возвратиться поскорей,
Чтоб возглавить 
«диких сонмы
Бузулукских ухарей!»

Станица Усть-Бузулукская Алексеевского района Волгоградской области – это малая родина Медведицкова, перед которой он преклоняется и до сих пор. А чем стало для него Ставрополье? Сложный вопрос.

- Я счастливый по жизни человек, - говорит Виктор Константинович. - Счастливый, потому что около 32 лет служил, носил погоны. Несмотря ни на какое «общественное» мнение, горжусь тем, что я – сотрудник милиции.

Поразительно, но в лирической исповеди генерала практически нет стихотворений о милиции. Разве что он так обмолвится:

«…И без всякой уловки
Проработали честно 
в «ментовке»
На двоих шестьдесят. 
Это много.
Кто был больше в трудах 
и тревоге?»

На двоих – это с женой, Элеонорой Михайловной. Генерал никогда не скрывал, что с женой ему повезло чрезвычайно. Сорок лет назад они познакомились. 37 прожили вместе. Продолжают милицейскую династию Медведицковых обе дочери – Милада и Людмила. И все-таки жене, ангелу-хранителю, посвящены самые проникновенные строки.

«Не потому, что прекраснее
Нет наших жен на свете.
Просто – когда ненастье,
Только от них приветы.
Только они, когда трудно, 
Рядом, не подведут.
Вместе в праздник и в будни,
В горькое время разлук».

В марте 1992-го Виктор Медведицков стал начальником УВД Ставропольского края. Господи, какое было время! По нему и сейчас ностальгируют и милиционеры, и журналисты. Не было у нас тогда закрытых тем. Телефонов мобильных не было тоже. Но с начальником УВД можно было связаться в любое время дня и ночи. И поехать с ним освобождать заложников. И никто не кричал, что это помешает «действиям правоохранительных структур». Сказать, что генерал был любимцем пишущей и снимающей братии – это значит ничего не сказать. Он был и остается нашим товарищем. И это дало право тогдашнему собкору «Радио России» Валерию Куцу сказать министру внутренних дел Анатолию Куликову, снявшему Медведицкова с должности после буденновской трагедии и представлявшего нового начальника УВД:

- Вы никогда не сможете найти понимание у ставропольских журналистов, пока не объясните, за что сняли генерала Медведицкова.

Так и не объяснили. Ни журналистам. Ни самому генералу. Впрочем, он никогда не просил никаких объяснений. Не судился. Не боролся за должность. Хотя мог бы… Нет, точно, не мог. Не такой человек. А Буденновск – и сейчас его всегдашняя боль:

«Поделиться имею право,
Не был здесь сторонним  
свидетелем,
Хоть ругают нас 
слева и справа
За беду того лихолетья.
Видано ль, 
чтоб с пистолетами
Идти на гранатометы,
В бронежилет не одетыми,
Падать под пулеметами».

После первой книги друзья рассуждали: а теперь надо браться за вторую. Написать, что и как было. Виктор Медведицков только молчал и отрицательно качал головой. И я его понимаю. Не пришло еще время. Например, о буденновских событиях написано достаточно много. «Но все с точки сторонних наблюдателей, - убежден генерал, и нет оснований ему не верить, - правду не рассказал никто». Как и о Чечне, в которой он был востребован дважды.

В конце ХХ века Медведицков закончил службу начальником Управления МВД РФ по Северному Кавказу. «Мог бы служить и дальше, но устал, устал от политики и войны», - говорит он.

«Как мне не печалиться,
Как мне не стенать.
Русская в Чечении
Погибает рать.
Может, скажет кто-то,
Почему здесь я,
И за что воюют
Здесь мои друзья?»

Друзья – еще одна тема творчества Виктора Медведицкова.

«Я вас люблю 
совсем не за слова,
А за открытость, состраданье, 
мысль,
Пройдем сквозь тернии, 
еще свершим дела,
Я только в этом вижу 
жизни смысл!»

Жизни, которая, несмотря ни на что, продолжается. Так же, как всегда: с любовью и отвагой.