Мулла на дискотеке
В районе с населением в тридцать шесть с половиной тысяч человек русские составляют большинство, есть даргинцы - более 2000 человек, около 300 украинцев, столько же армян и азербайджанцев. Хотя в отдельных селах - в Киевке, например, проживают люди 17 национальностей. И это одно из самых спокойных в районе сел.
- У нас людей связывают родственные отношения, многие наши «нерусские» здесь родились, выросли, десятилетиями работают на этой земле, - говорит глава села Валентина Егурнова.
Попытки участников разговора вспомнить пример межнациональных трений привели в 2003-й год, когда в селе Дербетовка парни подрались после школьной дискотеки. Никто не знает уж, с чего все началось, только «под раздачу» попал кто-то из взрослых, да еще, кажется, из руководящего состава. На другой день в школу прибыла представительная делегация из района, и совбез там был, и милиция, и администрация. Собрали родителей (причем только отцов) старшеклассников и долго втолковывали им, чем грозят подобные столкновения.
Директор школы Анна Купянская, несколько шокированная такой постановкой вопроса, разрядила обстановку:
- Вот сидят сейчас в зале более ста человек, все уже сами стали отцами. Вспомните, как вы разбивали друг другу носы вон за той котельной. А я растаскивала вас в разные стороны, вызывала родителей. Неужели вы тогда разделяли друг друга по национальности? Мальчишки всегда дерутся, испокон веков, и не нужно искать в этом корни национальной вражды. Ваши дети завтра же помирятся и обо всем забудут.
Так и вышло. Никакого продолжения конфликт не получил. А парни продолжают выяснять отношения на любой дискотеке, в любом селе или городе, ничего хорошего в том нет, но так же ходили стенка на стенку, улица на улицу наши отцы и деды. Ладно, если парни одной национальности. А если разных – то кричи «караул». В Апанасенковском районе и опыта-то такого нет, как поступать в подобных случаях. Нынешний начальник милиции Василий Шпаков когда-то работал в Степновском районе, очень в этом отношении неблагополучном. И опыт нарабатывался на ходу. Вот что он рассказывает:
- Что скрывать, кавказцы - народ горячий, особенно молодежь, бывало, заспорят между собой даргинцы и ногайцы, кто лучше лезгинку танцует, и словами дело не кончается. Хотите верьте, хотите нет, но пришлось нам на дискотеки приглашать местного муллу. Красота: никто не буянит, не матерится, а если случится какой конфуз – назавтра в мечети за своего сына будет краснеть отец.
Да, к сожалению, нам тому почитанию родителей, каким отличаются представители кавказских народов, остается только позавидовать.
Вижу, священнику из села Вознесеновского отцу Алексию понравились слова начальника милиции. Он тоже своим опытом - правда, горьким - поделился. Сделал, говорит, одному парнишке замечание, мол, зачем сквернословишь. А тот даже удивился:
- У нас дома все так разговаривают.
У отца Алексия и пропало желание поговорить на эту тему с его родителями. Да и неверующие они, что тоже немаловажно. В общем, получается, что мы, русские, не ругаемся матом, мы на нем зачастую просто разговариваем. А с верой тоже не все так просто. Невозможно силой заставить верить в Бога, как и не верить, впрочем, - тоже. Эти основы закладываются в семье, с первых шагов маленького человечка на этой земле. И если идет он по жизни без ориентиров, идеалов и ограничителей в душе, никогда не будет он человеком высоконравственным.
Вряд ли легче становится нам от разговоров типа: «Государство должно, школа обязана». А родители почему ничего не должны своим детям? Я имею в виду тех мамаш, что наплодили детей, пристроенных во всевозможные приюты, детдома, а то и просто болтающихся по подвалам да вокзалам. Их лишают материнства, и это воспринимается как награда. Потому что взамен дается свобода от собственных чад. Да на принудительные работы их, чтоб деньги для детей зарабатывали!
Впрочем, какие там принудительные – рабочих мест и для нормальных-то людей не хватает. Жители сельских районов Ставрополья вынуждены ездить на заработки за сотни и тысячи верст, месяцами не видя семьи.
Классные специалисты готовы работать хоть на мусорной свалке в столице, считая за счастье заработок в 15-20 тысяч рублей, ведь в колхозе таких денег и за год не получишь. Вот где проблема-то! С земельными паями тоже затеяли – в народе говорят, дележка эта будет такой же аферой, как и памятная еще ваучеризация всей страны. Приезжают какие-то люди, скупают паи за бесценок, оставляя после себя массу вопросов и зреющее людское недовольство. А если скупщик чужих кровей, тут и национальность его крепким словцом помянут. Полноте, да можно ли считать экономические спекуляции межнациональной рознью?
Волнует людей и «вопрос» упразднения национальных республик, овладевший умами некоторых политиков. Отцом идеи считается В. Жириновский, который предлагает оставить в стране то ли 15, то ли 30 губерний - и никакого большевист-ского «национально-территориального деления». Первым в списке поглощенных объектов стал Коми-Пермяцкий округ - за счет него была укрупнена Пермская область... Не ждет ли такая же судьба республики Северного Кавказа? Ведь о присоединении Ставропольского края к Краснодарскому уже говорят в полный голос. Может, для улучшения экономического положения страны это и выгодно, но как быть маленьким селам и аулам, где уже и сейчас практически негде работать? И кому на селе стало лучше от того, что сделали с почтовой, налоговой и другими службами, что закрываются школы, клубы, больницы? До маленького села руководству нет дела, а уж до жителей его – тем более.
Вот такое русло обрела беседа, задуманная участниками «круглого стола». Не национализм, а экономика – боль и тревога этих мест. Апанасенков-ский район хоть и держит самое большое в крае овцепоголовье, но и его мало, чтобы обеспечить работой всех, кто привык заниматься этим всю жизнь.
- Развитие животноводства – реальный способ спасти от безделья нашу молодежь, - говорит Магомед Улуев, председатель районной общественной организации народов Дагестана «Солидарность», - ведь у нас принято работать на кошарах семьями, так и воспитывать детей легче.
Конечно, когда молодому человеку нечем заняться, он будет искать способ выплеснуть свою энергию, причем не всегда в мирных целях. Отсюда и бесконечные кражи, драки, увлечение игровыми автоматами, даже телефонные шутки по поводу заложенной взрывчатки… Причем далеко не всегда такой образ жизни ведут дети из неблагополучных семей, скорее, даже наоборот. По словам начальника ОВД Василия Шпакова, до 80 процентов молодых людей приезжают на дискотеки на личных или папиных машинах. И чем дороже автомобиль, тем наглее ведут себя детки.
…А что же само младое поколение, каково его мнение о национальном вопросе? В Вознесеновском провели недавно анкетирование на эту тему. Директор школы Тамара Мельник огласила полученные ответы. Если изложить результаты опроса коротко, получается примерно так: «Национальность не имеет значения, лишь бы человек был хороший». Коротко и ясно.
И еще. На днях побывала я на фестивале юных дарований, где выступали школьники из нескольких районов. Девочка на сцене исполняла песню на даргинском языке. Слышу, в зале кто-то подпевает. Обернулась – стайка школьниц совершенно славянской внешности. Спрашиваю:
-Откуда слова знаете? Девочка, что, из вашей школы?
Отвечают, что нет, даже из другого района. А песню на репетиции слышали – понравилась. Вот и еще один способ подружиться нациями – культура. Впрочем, его в школьной среде используют на все сто.