Прибыль и убыль
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Панасенко отчитался ровно и обстоятельно. Свою главную задачу – регулирование природопользования и охрану окружающей среды – министерство выполняет. Триста месторождений полезных ископаемых Ставрополья разрабатывают под его присмотром 296 предприятий, которым выданы 453 лицензии. Самые главные наши богатства – это нефть и газ. Относиться к ним нужно бережно и экономно. Действующие месторождения скоро иссякнут, а новые – хоть и разведаны, но, по прогнозам, разработка их будет весьма затратной. Есть проблемы и с кварцевыми песками. Вернее, с их использованием. Ставропольская земля может дать таких песков в десятки раз больше, чем нынче, а вот производство высококачественного стекла, которое может заменить импортное, пока на нуле. Впрочем, это вопросы уже к другому ведомству. Минеральной воды тоже хватает на потребности и курортов, и заводов по ее розливу. Главное – не допустить ее загрязнения, что уже зафиксировано в ряде источников.
Впрочем, даже к воздуху, которым мы дышим, у специалистов министерства большие претензии. 80 процентов всех выбросов приходится на автотранспорт, а самые «грязные» города – Ставрополь и Невинномысск. Да и все наши реки относятся к категории умеренно загрязненных и загрязненных. Есть проблемы со свалками, охраной растительного и животного мира, почвы, восстановлением количества лесополос. Но ощущения катастрофы перечисление этих и многих других проблем не вы-звало. У министерства есть программы их решения - четкие, просчитанные. И даже там, где не хватает денег или законодательной базы, есть вполне конкретные предложения. И свидетельство нормальной ситуации в отрасли – рост налогов в краевой бюджет.
О прибыли и убыли - естественной и неестественной - говорила в отчете начальник краевого управления записи актов гражданского состояния Татьяна Савельева. За минувший год управление, его 34 территориальных отдела и 257 органов местного самоуправления муниципальных образований, которым такие полномочия переданы, произвели 101,6 тысячи записей актов гражданского состояния. Госпошлина за эти действия составила 12, 7 миллиона рублей.
Вот некоторые данные, зафиксированные органами ЗАГСа. Мы стали больше жениться и усыновлять детей. По всем остальным направлениям – спад. По-прежнему ставропольчане чаще умирают, чем рождаются: на 100 рождений приходится 143 смерти (еще год назад их было 138). Количество смертей превышает рождаемость в 1,4 раза. Естественный прирост зарегистрирован только в двух районах края – Курском и Степновском. Стало больше гражданских браков. От таких союзов родилось более трех тысяч детей – каждый седьмой младенец. Только половина таких малышей признается отцами. На каждые сто браков приходится 54 развода. Чаще инициаторами выступают женщины. Сотрудники ЗАГСов делают все возможное, чтобы эти отрицательные тенденции нейтрализовать. Это и разъяснительные беседы с молодоженами, и внедрение новых обрядов. Но не все в их силах. Тем не менее и этот отчет был принят без особых возражений.
Выступление председателя комитета по печати, связи и информатизации Федора Бармина вызвало шквал вопросов. Он отметил как главное достижение своего ведомства то, что районные газеты, у которых по 131 федеральному закону не могут быть учредителями администрации муниципальных районов, перешли под крыло комитета по печати. Достаточно спорное достижение, учитывая, что районные администрации были поставлены перед дилеммой: платить деньги старым «районкам» за официальные публикации (и даже за поздравления жителям) или для этих целей создавать «свои» газеты. Теперь же 199 федеральный закон, вышедший в конце прошлого года, вернул муниципалам право соучредительства.
Ф. Бармин, отвечая на вопрос, какова теперь политика комитета, сказал, что любые изменения в законодательстве будут реализованы в кратчайшие сроки. Короче, нам, что шило, что мочало, начнем все сначала.
Не всем оказалась понятна и политика комитета в отношении краевой типографии, в части помещений, в которых сейчас расположен … магазин. Не был понят и победный рапорт председателя по поводу наград, полученных Ставропольем на десятом фестивале СМИ «Вся Россия», прошедшем в Дагомысе. А ведь изначально местом проведения этого фестиваля был определен наш край. Попытка найти виновного в правительстве Ставрополья - оно, мол, не нашло денег и приняло решение об отказе от фестиваля – выглядела, скажем так, несерьезно.
Увеличившийся на десять единиц краевой реестр СМИ, которые получат господдержку в нынешнем году, привел к снижению самой суммы господдержки с 31244 тысяч рублей до 20364 тысяч рублей, то есть практически в полтора раза. Кстати, на коллегии комитета этот вопрос не обсуждался.
Еще больше претензий на фоне громадья планов по будущему внедрению высоких технологий прозвучало в отношении обеспечения вещания краевых теле- и радиопрограмм. Сегодня 40 процентов населения Ставрополья их не видят и не слышат. Принятая пять лет назад краевая программа развития теле- и радиовещания на Ставрополье выполнена аж на… девять процентов. Два месяца сотрудники СГТРК не получают зарплату, потому что до сих пор не найден вариант заключения контракта между телерадиокомпанией и правительством. Это тоже в ведении комитета по печати. Напомним, что в прошлом году подобная ситуация была и в «Ставропольской правде».
А что касается победных реляций о стабильно и прибыльно работающей связи (49 процентов в объеме услуг которой занимает связь сотовая), то, как мне кажется, это происходит и без мудрого руководства комитета и его председателя.