Молодое поколение выбирает...
В жизни случаются минуты, когда почти зримо проступает скрытый облик будущего: невидимые мысли людей, их общее настроение, коллективная мечта. Но для этого необходимо «чистое пространство», в котором нет места иронии. Старше-классники седьмой ставропольской школы «под присмотром» преподавателя литературы Любови Рубежановой, а также студенты I-IV курсов СГУ (будущие филологи, культурологи, библиотекари и магистранты) ничуть не смущались тем обстоятельством, что пришли учиться читать классику. Кто, интересно, первый вбил в головы, что молодежь не хочет читать русскую литературу, что читать вообще не модно? Чепуха! Классика еще как интересна, если только не «скачивать» компьютерные рефераты, а думать честно и самостоятельно.
Наблюдение первое. В будущее рвется не только то плохое, что зародилось в нынешней жизни, но и то хорошее, что никто отменить не может, если за ним профессионализм и великая культурная традиция.
Однако вернемся на заседание семинара в приятно заполненный до отказа библиотечный зал. Перед собравшимися предстали Татьяна Щеглова, заведующая отделом литературы по гуманитарным наукам Ставропольской краевой библиотеки - организатор семинара, и Анатолий Дуров, кандидат филологических наук, - его ведущий. Молодые пришли, чтобы получить знания, взрослые - их передать. Тема обсуждения - хрестоматийная «Гроза» А. Островского, лучшая европейская драма XIX века.
Каждый год миллионы школьников перечитывают русскую классику. С этого времени ее герои, сознаем мы это или нет, воспринимаются нами как бессмертный литературный народ. Метод Анатолия Дурова так и называется «живое знание». Можно забыть сюжетные повороты, но не Андрея Болконского, Татьяну Ларину, Ваньку Жукова или князя Мышкина. «Живая, сопереживающая миру душа, - начинает беседу Анатолий Андреевич, - становится ясновидящей. Попробуем разобраться, что в драме Островского вас «зацепило», что вы не приняли, кто из героев раздражает, а кто восхищает?». Так, кстати, естественно и просто, предлагал читать «Евангелие» православный митрополит Антоний Сурожский: начинать с того места, на котором стоишь. Первыми в разговор включились ребята из седьмой школы. В их далеко не детских аргументах можно было обнаружить и психологический подход, и нравственные критерии, и даже знание понятий «грех» и «добродетель».
Постепенно анализ усложнялся. Анатолий Дуров предложил многозначную схему разбора «Грозы». «Исследуя личности литературных героев, - объяснял он, - мы неизбежно учимся самоисследованию. Драматургическая сверхзадача - это мечта и цель, к которой устремляется человеческая душа. Поступки героев, мотивированные целью, образуют сквозное действие, а предлагаемые обстоятельства являют собой то, что мешает движению к мечте...».
Наблюдение второе. Увидеть настоящее можно по-разному. Все зависит от того, как мы воспринимаем прошлое и какое прогнозируем будущее. Одна знакомая мне девушка, художница и музыкант Настя Волкова, переехавшая в Ставрополь из Курска, была поражена обилием нашей культурной жизни. Она заходила в университеты, в музыкальные школы, в краевую библиотеку и читала разные объявления и афиши. Когда Настя узнала о работе семинара «Читаем классику», она красноречиво качнула головой: «Ничего подобного в Курске нет!»...
Драматургия семинара такова, что все его участники, как, впрочем, и персонажи пьесы, заданно двигались к сверхзадаче: определить и понять трагический исход Катерины, причины носившейся в воздухе российской грозы. В своих исследованиях студенты СГУ Полина Балова, Елена Давыдова, Михаил Лысаков, Алексей Гунченко и Марина Лисова ответили на главный вопрос: могла ли Катерина изменить ход жизненных обстоятельств, не меняя своей человеческой природы? Не могла. В столкновении совести и свободы Катерина выбрала свободу, но с поруганной совестью жить для нее оказалось невозможным. Обилие душевной жизни и недостаток жизни духовной - такова природа ее трагедии. Без духовной крепости и веры и человек, и Россия, и мир обречены. К этому выводу пришли участники семинара...
Разумеется, это лишь конспективный пересказ. За кадром - множество существенных подробностей этой встречи... Запомнились запечатленные на иконах сцены Страшного суда, о сокровенной сути которого рассказала слушательница первого курса отделения церковного искусства Ставропольской духовной семинарии Ангелина Мелкунян (книга с иллюстрациями обошла зал). Или религиозные песнопения, прекрасно исполненные Инной Мельник, кандидатом исторических наук из СГУ... И словно незаметно прозвучавшая фраза Анатолия Дурова (на фото): «Я согласен с тем школьником, который сказал, что Катерину ему жалко...».
Смысл и значение этого культурологического опыта определить, пожалуй, несложно. Когда нас справедливо возмущает зло современной жизни, мы нередко забываем о вековечном законе: зло исправляется не злом, а работой и добром. Сегодня, более чем когда-либо, решающим будет то, что читают молодые люди и читают ли вообще. С этими доводами охотно согласилась Татьяна Щеглова.
Правда, она добавила: «Чтобы увидеть будущее своих детей, давайте посмотрим, на каких они равняются героев?»... Семинар «Читаем классику» - одна из восьми программ существующего в краевой библиотеке Регионального центра чтения и его лаборатории «Чтение как трансляция культуры». На 2006 год разработан новый интереснейший проект «Русская идиллия». Едва ли не вся русская классика XVIII-XX столетий предстанет отраженной в жанре идиллии: Дельвиг, Державин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Платонов, Булгаков, Шукшин и другие. В этом же ряду и наш знаменитый земляк Илья Сургучев. В феврале состоится представление его творчества. Окончательная цель проекта - создание макета хрестоматии «Русская идиллия как идеальный образ Родины».
Эта поистине уникальная работа стала возможной благодаря творческому союзу трех субъектов ставропольской культуры - СГУ, краевой научной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова и творческого объединения «Юго-Запад», Осталось только назвать имена организаторов. Анатолий Дуров, руководитель научно-образовательного центра регионального культуроведения СГУ; настоятель ставропольского Преображенского храма, священник Владимир Сафонов; член Союза дизайнеров России, художник Александр Колбасников. И, конечно, ставропольские школьники и студенты, молодое поколение, которое выбирает... Нет, не пепси, а русскую культуру.
И все-таки вопрос остается открытым: идет ли на убыль «мода» не читать? «Гораздо интереснее, - размышляет Анатолий Дуров, - проследить зарождение другой «моды» - читать! Потому что не мы выбираем классику, а она выбирает нас: что бы с нами ни происходило, Россия останется страной Толстого и Достоевского. Классика живет, когда ее читают. Злясь, любя, ненавидя... Это и есть «живое знание». Но, чтобы так читать, необходима подготовка. Чем и занимается наш семинар...».
Наблюдение третье и последнее. Актерам старой театральной школы был известен закон: «вошел в спектакль одним, вышел - другим». Что-то понявшим, преображенным. То же самое произошло и на заседании нашего семинара. Получив задание гипотетически изменить судьбу Катерины, участники семинара разбились на несколько групп. Это была рискованная попытка «отредактировать» великую драму, спасти Катерину от самоубийства, но... Победило «живое знание». Классика. За каждый свой шаг человек отвечает пред Богом, а значит, - и своей судьбой.