Мировой опыт или «космическая музыка»?
Само заседание проходило в закрытом режиме. Однако его участники не скупились на комментарии в перерыве, были достаточно откровенны на итоговой пресс-конференции. Они подчеркивали, что прямой разговор региональных лидеров и федеральных министров чрезвычайно полезен для обеих сторон.
- Нам было очень важно выслушать друг друга, чтобы выработать решения по важнейшим вопросам социально-экономического развития, которое во многом зависит от взаимодействия между различными уровнями власти, – подчеркнул полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак.
В свою очередь заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков отметил:
- Сегодня мы узнали много важных деталей, которые позволят нам более правильно моделировать федеральную политику. С другой стороны, нам удалось довести до руководителей регионов те идеи и направления развития социальной сферы, которые мы сейчас реализуем на федеральном уровне.
Так какие же это идеи и какие направления? Наиболее полно о стратегических замыслах правительства рассказал министр экономического развития и торговли Герман Греф:
- Мы показали, что совершенно бесперспективно простое увеличение бюджетного финансирования. Необходимы институциональные преобразования, в частности, внедрение таких механизмов, как финансирование по результатам деятельности, нормативно-подушевое финансирование.
Нововведения, по мнению Германа Грефа, вынудят все социальные системы, особенно образование и здравоохранение, работать на конкретного человека, улучшать качество услуг. В то же время они позволят сократить непроизводительные потери денег. Вот эти новые механизмы члены правительства и презентовали на заседании глав субъектов Федерации.
Озвучил глава ключевого министерства РФ и конкретные цифры. В 2006 году из федерального бюджета социальные объекты в Южном федеральном округе будут профинансированы на сумму 12,5 миллиарда рублей, а вместе с инфраструктурными объектами – на 28,2 миллиарда рублей.
- Передавая полномочия, центр должен и в полном объеме передавать деньги под их реализацию, - считает губернатор СК Александр Черногоров. - Вот передали краю профтехобразование. А где финансирование? Или взять Кисловодск, где не могут решить многие вопросы городского хозяйства из-за того, что у муниципалитета нет средств. Но ведь тут на каждом шагу федеральная собственность, а федерального финансирования - ноль.
Неоднозначное отношение участников заседания вызвал вопрос о разработке Федеральной целевой программы «Юг России» на 2007 – 2012 годы. Александр Черногоров, например, полагает, что федеральные целевые программы должны быть сориентированы на национальные проекты. Нельзя объять необъятное. Полпред президента Дмитрий Козак был еще более категоричен:
- Есть другие, более эффективные инструменты применительно к решению социальных вопросов на Юге России, чем федеральная целевая программа.
Свою позицию он объясняет тем, что возникают сомнения в необходимости целевой программы, которая будет содержать вопросы, находящиеся в зоне ответственности региональных и местных властей. Целевая программа, возможно, нужна, но в ней должен содержаться только перечень объектов, которые находятся в зоне ответственности федерального правительства. Это дороги, морские порты, аэропорты, железные дороги, газопроводы и т. д.
- Задача состоит в следующем, - подвел черту полпред президента, - федеральное правительство в зоне своей ответственности должно сформулировать реалистичную программу по снятию инфраструктурных ограничений экономического роста, затем каждый субъект и каждый муниципалитет должен выстроить собственную подобную программу.
Рассматривали на заседании и развитие информационно-телекоммуникационных технологий на Юге России. Глава профильного министерства Леонид Рейман озвучил не слишком приятные для нас цифры: ЮФО среди семи федеральных округов занимает только пятое место по мобильной связи и последнее – по стационарной. Это при том, что по объему платежей за пользование услугами связи Юг России занимает третье место среди федеральных округов. То есть спрос большой, а удовлетворяется он, увы, далеко не лучшим образом. Министр выразил надежду, что после заседания глав регионов и отдельного совещания с руководителями отрасли положение дел со связью в ЮФО удастся поправить.
Один из вопросов журналистов касался пилотного внедрения на Ставрополье закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Дмитрий Козак заявил, что работу органов местного самоуправления и руководства Ставропольского края в этой сфере расценивает как «исключительно положительную». Порадовал нас и заместитель полпреда Александр Починок. Он заверил, что у федеральной власти сейчас два крупных приоритетных проекта на Юге России. Это завершение строительства аэропорта Сочи и коренная реконструкция аэропорта Минеральные Воды. Александр Петрович даже отважился заявить, что оба они будут реализованы в течение двух лет.
А вот другая наша надежда – в ближайшее время создать на Кавминводах, в Невинномысске и Ставрополе особые экономические зоны - изрядно подорвана. Как рассказал губернатор Александр Черногоров, накануне заседания в разговоре с Германом Грефом он поднял эту тему. На что министр ответил: мол, зоны хорошие, документы подготовлены хорошо, но ждите своей очереди. А когда она наступит – неизвестно.
Полемику вызвали вопросы о возможности введения внешнего управления для сверхдотационных регионов.
- Внешнее управление, - пояснил Дмитрий Козак, - не означает прекращения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Не означает оно и поражения их в каких-либо правах. Речь идет только о том, что в период этого внешнего управления для сверхдотационных субъектов РФ вводятся дополнительные механизмы контроля за расходованием средств.
Вице-премьер правительства РФ Александр Жуков сообщил: во всех странах, где активно проводится региональная политика, есть объективные критерии оценки деятельности и муниципалитетов, и региональных властей. В зависимости от того, как они работают, федеральное правительство оказывает большую или меньшую поддержку регионам. Но что интересно: значительно большая поддержка оказывается тем, кто действует успешно. Соответственно для неблагополучных муниципалитетов существует гораздо более жесткий финансовый контроль.
- Думаю, и в России такая система может быть применена, - заявил вице-премьер.
Впрочем, в случае, если механизм внешнего управления будет законодательно принят, его могут использовать, исходя из нынешнего положения, только в трех субъектах Российской Федерации. Один из них – Ингушетия. Президент этого субъекта РФ Мурат Зязиков не является сторонником такого развития событий.
- Ингушетия не нуждается ни в каком институте финансового управления. Республика самодостаточна. Нужно исходить из того, какие стартовые возможности были у того или иного субъекта Федерации, и помогать республике, а не экспериментировать. Требуется не космическая музыка, а учет конкретных реальных ситуаций в том или ином регионе. А внешнеэкономическое управление с позиций Садового кольца нецелесообразно.
Впрочем, несмотря на некоторые шероховатости, региональные лидеры были, пожалуй, едины во мнении, которое озвучил Александр Черногоров:
- Нужно почаще собираться, и на такие встречи чаще приглашать федеральных руководителей такого уровня.