Матч длиною в год
Трудно сказать, сможет ли Андрей хоть в какой-то степени приблизиться к рекорду страны известного по кемеровскому «Кузбассу» Виталия Раздаева, который повесил бутсы на гвоздь после 842-го матча, но сам он считает, что на все есть божья воля, и никто не знает, когда это произойдет.
- Во всех справочниках твоей первой командой указан «Терек». Но мало верится, чтобы дебютант в первый же сезон провел за классную команду 37 матчей.
- Нет, начинал я в пятигорском «Машуке» в 1986 году, когда требовалось присутствие на поле двух игроков юношеского возраста. Правильное, кстати, было положение регламента. Молодняк рос рядом с опытными мастерами, набирался бесценного опыта. Потом была ростовская спортрота, где я вместе с И. Ледяховым, будушим игроком столичного «Спартака», отслужил положенные два года. Вот только после этого попал в «Терек».
- Уезжал оттуда из-за войны?
- Да, дом разбомбили, перевелся учиться в Волгоградский инфизкульт, а играть стал за первую в России частную команду - кисловодский «Асмарал», которой руководил Э. Малафеев. Потом владелец клуба Аль-Халиди отправил меня в свою столичную команду, за которую играли С. Семак и А. Точилин, а главным тренером был сам К. Бесков. Это только разговоры, что он деспот. Может быть, у кого-то такое впечатление и сложилось. Но, чтобы Константин Иванович просто так прошел мимо игрока, такого в жизни не было. Остановит, обо всем расспросит, всем поинтересуется.
- Но в следующем, 1994 году, ты снова поменял две команды.
- Да, сначала я приглянулся тренерам столичного «Динамо». В то время там как раз начинали свою карьеру Р. Гусев, И. Скляров, Ю. Калитвинцев. А на базе меня поселили в одну комнату с В. Хидиятуллиным. Представляете такое соседство! Легенда отечественного футбола спит на соседней кровати. А второй круг уже провел в московском «Локомотиве», у нынешнего тренера сборной страны Ю. Семина.
- У тебя голова кругом не пошла?
- Поначалу действительно казалось, что будет очень сложно войти в такую звездную компанию, в которой первые скрипки играли С. Овчинников, О. Пашинин, В. Маминов, И. Чугайнов, Ю. Дроздов. Но то, как проводит занятия Юрий Павлович, не забудется никогда. Он даже вокально-инструментальные ансамбли привлекал к учебно-тренировочному процессу. А на сборы ездили, как будто турне по Италии совершали. Три дня в одном городе живем, играем с «Ромой», переезжаем в другой город, снова тренируемся, играем с «Генуей», потом таким же образом встречаемся с «Пармой», «Брешией», «Реджаной». Следующие сборы проходят в Испании, Арабских Эмиратах или еще какой-нибудь стране. Это же не так утомительно, как, скажем, месяц сидеть в кипрской деревушке.
- Ну а как же ты расстался с «Локомотивом»?
- Сначала не поехал на сборы из-за травмы, а когда вроде бы все зажило, меня сняли с самолета из-за выданного в Чечне паспорта. Его отобрали, и я стал никем. Мог ездить по стране только на автобусах или поездах. Короче, два сбора команды я пропустил, и какой из меня был игрок? Подошел к Семину и попросил отпустить в «Черноморец», который тогда возглавлял О. Долматов и усиленно звал к себе.
- У тебя и тренерская обойма обширна!
- Действительно, но после того, как новороссийцы не выполнили условий контракта, я вынужден был перейти в «Уралан» к П. Яковенко, работавшему по конспектам В. Лобановского. Это я вам скажу - что-то! Таких нагрузок ни в одном клубе не приходилось переносить. Даже двужильный А. Смертин стонал. Но зато честные ребята. Истек контракт, как и было обещано клуб купил мне квартиру в Москве.
- А в Ставрополе где живешь?
- В Ставрополе за 11 лет я квартиры не заработал. Единственно, что получил, так это машину в те времена, когда после каждого выигранного матча определялся лучший игрок, и ему вручался автомобиль.
- Так в отпуск ты в Москву ездишь отдыхать?
- А там я тоже в футбол играю. Есть команда ветеранов, которую возглавляет В. Бубукин и которая выступает во всевозможных турнирах. Минувшей зимой, например, участвовали в розыгрыше кубка по мини-футболу. За «нас» играли К. Еременко, Н. Савичев, Ю. Колотовкин, А. Цвейба, другие известные в стране спортсмены. Но я в этом принимаю участие только лишь для поддержания формы.
- Андрей, но все-таки тебе 37 лет, и если сыгранные матчи перевести в часы, затем в дни, то получается, что больше года ты беспрерывно находился на поле. Причем, без замен. Есть секреты такого долголетия?
- Я же сказал, что не знаю, сколько мне еще отпущено быть в футболе, но за здоровьем слежу, витамины колю, может, это и банально, но не курю, не злоупотребляю… Защитников тренеры вообще в играх не спешат менять, вот и приходится по полной программе проводить в год по 35-40 игр. Да еще частенько в первом тайме против тебя играет один форвард, а после перерыва выходит свеженький. Только поспевай! Но чем выше класс команды, тем меньше беготни, все движение достигается за счет мастерства. Есть у нас поговорка: бегает, как собака, только играть не умеет.
- Но ведь не всегда же ты оказывался против таких форвардов, как в любительской лиге? Были же соперники крутые, с которыми приходилось повозиться?
- Опыт - дело наживное. Молодой был, не обращал внимания, кто сегодня против тебя играет. Это сейчас, как вспомнишь только фамилии, и перед глазами такая яркая палитра имен: И. Симутенков и В. Шмаров, И. Добровольский и тот же С. Юран, Просинечка и Хаджи, И. Цымбаларь и О. Саркисян. С последним, кстати, поддерживаю теплые отношения, с В. Тернавским перезваниваемся.
- Кстати, Владислав как ушел из ставропольского «Динамо», так мало что о нем слышно.
- Вот пример того, что ничего у нас нельзя планировать. Казалось бы, игрок киевского «Динамо», чемпион СССР, участник игр Лиги чемпионов, но после окончания Высшей школы тренеров два года не может найти работу. Я тоже планирую поступать в ВШТ, но что будет дальше? Хоть один бывший игрок ставропольского «Динамо» работает в родном клубе? По всей стране разъехались.
- Могу точно сказать: в других командах выступают 75 бывших игроков «Динамо» и работают 18 тренеров.
- Да и ситуация такая, что немногие согласятся вернуться сюда. Уж очень дурная слава прокатилась по стране о нашем клубе. Вечные долги, постоянные разборки, сплошная неопределенность. Как можно было в прошлом году упустить шанс сыграть в первом дивизионе? Нашли же деньги не самые богатые Курск, Орел, Астрахань, Благовещенск, а Махачкала две команды первого дивизиона содержит. Мы же опустились на самое дно. Впереди у Ставрополя чемпионат края, там вообще можно спокойно обойтись без бюджетной поддержки. Если это не цель, то почему тогда у нас становится все хуже и хуже?
- Третья лига, конечно, – это позор для краевого центра. Некоторые матчи с трудом можно до-смотреть до конца.
- Это с трибуны. А что творится «внутри»! Судьи слепые, хромые, толстые… За моментами поспеть не могут, свистят что попало. Понятно, когда мяч ударился в перекладину и вылетел в поле - он еще каким-то образом может пересечь линию ворот, но как можно засчитывать гол, если мяч вернулся в игру после удара в штангу? Вот в такой футбол мы сейчас играем, и обидно, что все это происходит на глазах молодых спортсменов.
- А когда ты начинал играть, он что, был чище?
- Стимулирование третьей командой давно процветает. Договорные матчи – это тайна за семью печатями. Примеров разоблачения таких игр что-то не припоминается. Как и за сдачу матчей за определенную мзду.
- Но ведь и в твоей биографии был подобный инцидент, когда троих защитников «Динамо» отстранили от тренировок после проигранного дома матча спартаковцам Нальчика.
- Вот-вот, форварды 15 раз выходили один на один с вратарем и не забили, а защита пропустила гол – значит, сдала матч. В Ставрополе всегда после поражений ищут причину не в себе, а в ком-то. Тогда я попросил еще раз посмотреть кассету и показать мне конкретные примеры с признаками игры в поддавки. Посмотрели, извинились, и меня вернули в команду. Вот и вся история.
- Ты веришь, что в нашем «Динамо» может что-то поменяться к лучшему?
- А хуже уже некуда. Осталось только поставить крест и садиться играть в домино. Только один президент, будь он хоть семи пядей во лбу, с создавшейся ситуацией никогда не справится. «Ставропольская правда» уже не раз писала, что нужно объединение всех заинтересованных в возрождении краевого футбола сил. Как с этим не согласиться? Это единственный путь наверх.

Ставропольские наследники Победы: мы не забудем их имён
Поверженный Берлин: как немецкая столица возвращалась к жизни в 1945-м

В Ставрополе отгремел «Солдатский конверт»

Ветеран Георгий Иванович Воронин в свои 99 лет живёт заботами Родины

Традиционная эстафета на призы «Ставропольской правды» прошла в преддверии Дня Победы
