Мы интересны миру, мир интересен нам
О том, как она строится, наша беседа с помощником ректора по международным связям, кандидатом исторических наук Алексеем Круговым.
- Алексей Иванович, мы все чаще слышим об очередной встрече ставропольских ученых с зарубежными коллегами, о поездках студентов и преподавателей Ставрополя на стажировку в США, Германию, Францию… Каковы сегодня основные направления международной деятельности вуза, какие приоритеты вы для себя очерчиваете?
- Думаю, не надо объяснять, что современный вуз, а университет тем более, просто немыслим вне общего европейского и мирового образовательного пространства. Причем интерес обоюдный – и с нашей, российской, и с их, западной, стороны. В этом я убедился на личном опыте, когда меня, как автора учебников по региональной истории, приглашала библиотека Конгресса США, их заинтересовали мои книги для детей. А знакомство с профессором Р. Майером из Германии вылилось в еще более конкретное сотрудничество с институтом Георга Эккерта, где я проходил стажировку. В наше время для ученого любой сферы это становится нормой. А для университета в целом – новый уровень развития, для всех буквально кафедр и факультетов.
Вообще современному специалисту с высшим образованием, в какой бы сфере он ни работал, становится необходимым владение иностранным языком. Это все лучше понимают и преподаватели, и студенты, и даже школьники. Кстати, недавно на базе СГУ Германской службой академических обменов проводилось тестирование на знание немецкого языка. Подводя итоги, профессор Хольгер Карлсон сказал, что ему довелось провести одну и ту же страноведческую викторину во многих регионах Северного Кавказа, и только в СГУ нашелся человек, правильно ответивший на все 26 вопросов! Наш молодой преподаватель Полина Буркова показала очень глубокие знания. А в целом более половины участников получили положительные оценки.
Должен заметить, что еще бытует ошибочное мнение о том, что стоит лишь заявить о желании учиться за рубежом – и пожалуйста… Нет, нам важно, чтобы человек точно знал, для чего он едет, чтобы у него была своя конкретная программа, способная заинтересовать какой-то западный университет.
- Согласитесь, Алексей Иванович, многие ведь просто не знают, куда и кому они могли бы себя, так сказать, предложить.
- Вот как раз над этим мы и работаем. У нас можно познакомиться с формами заявок, инструкциями по заполнению каких-то стандартных форм, информацией о программах – все это в деталях. Сегодня и в Америке, и в Европе существует немало различных фондов, готовых оплатить учебу за рубежом, но – только по представлении конкретной программы действий!
- Насколько я знаю, буквально несколько дней назад вы участвовали в международном семинаре историков в Пятигорске – это еще одна возможность для наших ученых заявить о себе в мире.
- Совершенно верно. Главной темой обсуждения стало освоение методов интерактивного преподавания региональной истории, а слушателями были учителя Чеченской Республики, нуждающиеся в хороших современных учебниках по этому предмету. Кроме европейских ученых, участвовали ведущие специалисты Министерства образования Российской Федерации. Все вместе мы обсуждали варианты учебников, и могу сказать, что как специалист по методике преподавания истории, я получил огромное удовлетворение! Думаю, и остальные мои коллеги тоже.
- Но, простите, а какова тут роль зарубежных ученых, они-то что могут присоветовать чеченским педагогам?
- Так ведь это были ученые из Северной Ирландии, а кто как не они знакомы с проблемами, весьма похожими на наши, возникшие в конце 90-х в Чечне? Вспомните Ирландию 70-х годов прошлого века: террористы, стычки, перманентная война… Быть может, не в таких масштабах, как на Кавказе, а в более «цивилизованном» виде. Специалист из Великобритании Черилл Стаффорд демонстрировала материалы о том, как в Ирландии учителя рассказывают на уроках о тех событиях. Там детям не дают готовых ответов на вопросы, но дают возможность осмысления и, как основная цель, - национального примирения. Безусловно, это очень позитивный и полезный педагогический опыт, в чем были едины все участники семинара.
- Какие из новых международных контактов последнего времени вы хотели бы выделить и почему?
- Самые свежие – с вузами Болгарии и Ирана. В прошлом году мы пригласили к нам для чтения лекций ученого Софийского университета доктора исторических наук Петра Куцарова. Его выступления по российско-болгарским отношениям (а он имеет большой опыт дипломатической работы) оказались чрезвычайно актуальными и познавательными.
Теперь мы уже имеем довольно солидные программы научного сотрудничества с болгарскими коллегами, стажировок. Скорее всего, мы начнем с освоения опыта работы Софийского университета в рамках Болонского соглашения. Кстати, этот университет весьма уважаем, ему более ста лет, там обучаются более чем 70 специальностям, есть интересные традиции.
Что касается Ирана, в стадии подготовки договор между СГУ и институтом Басир. Там заинтересовались сначала нашими исследованиями и наработками в области картографии, но можно не сомневаться, что найдется немало других взаимоинтересных аспектов. Представлявший нас в Иране профессор Валентин Александров воочию убедился, насколько там востребованы наши знания, достижения российской науки.
- А какие из направлений уже можно считать сложившимися и наиболее успешно разрабатываемыми?
- Прежде всего это наше сотрудничество с вузами Англии, Франции, Германии, США. За последний учебный год за рубеж выезжали более 200 преподавателей, аспирантов и студентов университета. Так, третьекурсница факультета романо-германских языков Ольга Алепова стала финалисткой программы студенческого обмена отдела образования и культурных программ госдепартамента США и в течение года обучалась в Оклеровском университете штата Висконсин. Преподаватель французского языка Анастасия Шацкая стажировалась в одном из колледжей Франции, а ряд студентов-лингвистов – в Великобритании. Просто здорово сработали наши ученые-биотехнологи. Их участие в Международном салоне инноваций и инвестиций и Международной специализированной выставке «Мир биотехнологии - 2005» отмечено пятью серебряными и одной бронзовой медалями.
Главный итог зарубежных поездок студентов: ребята увидели, как и в каких условиях должен работать современный специалист. Увидели, что можно взять и перенести полезного на нашу почву. У них проявляется критический взгляд на опыт отечественный.
- Алексей Иванович, кстати, о нашей «почве»: в чем вы видите пользу от таких контактов университета для Ставропольского края? Пусть не сегодня, так завтра, через год…
- Ну во-первых, нас все больше узнают в разных уголках мира. Ставропольских специалистов, ученых, педагогов уже знают и ценят. Значит, мы поднимаемся до европейского и мирового уровня. Вот бы нам еще научиться строить в крае единое образовательное пространство, развивать совместные межвузовские программы, как это умеют делать, например, немецкие города и земли, представляя свои вузы. Я уверен, Ставропольскому краю такой опыт послужит обязательно.