Путь к себе
Эту пожилую, но удивительно энергичную женщину знает каждый, кто посещает центральную библиотеку Минеральных Вод. И не только. Где бы ни оказалась Н. Новоселова, всюду ее узнают, с ней здороваются. Недавно в церковь пришла, а священник вдруг обратился к ней по имени–отчеству. Оказалось – бывший ученик…
- Я очень общительный человек, - поясняет Нелля Анатольевна.
Но это только часть правды. Есть и другая причина: людям свойственно тянуться к яркой, незаурядной личности.
… Отец Нелли – уважаемый в Липецке инженер–металлург, мама – домохозяйка. А всех детей привлекало искусство. Брат играл на баяне, старшая сестра занималась балетом. Но в конце–концов оба стали художниками. Причем работы Алексея Анатольевича представлены в музеях и выставочных залах не только нашей страны, но и за рубежом. Неллю же природа одарила музыкальными способностями: и голосом, и слухом.
После культпросветучилища поработала в селе завклубом. Заметили, оценили, перевели в липецкое областное управление культуры. Все было хорошо, работа ладилась (там, кстати, Нелля Анатольевна познакомилась с молодыми еще Пугачевой и Лещенко). Но прихватило сердце. Из загазованного Липецка Новоселова перебралась на Ставрополье. И опять ее направили в село: в только что организованную районную музыкальную школу на центральной усадьбе совхоза «Бештау». Затем преподавала в городской музыкальной школе, в краевом училище имени Сафонова.
Но уж больно неугомонный характер – под стать фамилии. И Нелля Анатольевна снимается с насиженного места и едет на самый север Якутии. Там, на берегу Ледовитого океана, в небольшом поселке Нижнеянске, она три года ведет и сольфеджио, и баян, и хор. Вернулась в Минеральные Воды, перевела дух – и снова на Север. Теперь уже на Кольский полуостров. Поселок Умба невелик, однако же там устроили и клуб, и музыкальную школу. Есть где приложить силы, выплеснуть энергию творческому человеку.
- А какой у меня там был хор! – со свойственным ей артистизмом закатывает глаза Нелля Анатольевна. – Сто парней – подводников. Их на занятия специально привозили автобусами из воинских частей.
И вдруг несчастье: у троих вольнонаемных, в том числе и у Новоселовой, на коже появились пятна. Спасибо, из Мурманска приехал опытный врач и на ранней стадии распознал рак кожи. Для этого заболевания опасно даже солнечное излучение, а уж повышенный уровень радиации, чего на побережье Кольского полуострова хватает, тем более. Пришлось срочно уехать.
Ни в музыкальной школе, ни в музучилище вакансий не оказалось. И Нелля Анатольевна попробовала себя в качестве библиотекаря. Затем опять – сердце, пенсия, одиночество, которое с ней делят только безродная кошка Елизавета Петровна, да книги. Но зато во второй половине жизни раскрылся еще один – и, наверное, самый большой талант Новоселовой – талант читателя.
Мы привычно говорим о таланте певца, пианиста, дирижера. Но кто слышал о выдающемся читателе? А ведь эти понятия одного порядка. «Творения великих поэтов еще не прочитаны человечеством – ибо читать их умеют лишь великие поэты… Хорошее чтение – благородное дело, требующее от человека больших усилий, чем любое из принятых ныне занятий». Утверждения знаменитого американского мыслителя XIX века Генри Девида Торо, быть может, излишне категоричны, но по сути верны. Только талантливый читатель способен почувствовать всю прелесть прозы Паустовского и осознать всю глубину мысли Соловьева. Зачастую, помимо таланта, здесь требуется и упорный труд. Например, «Роза мира» Леонида Андреева – книга весьма замысловатая. Новоселова дала зарок: каждый день не просто прочитать, а проштудировать и законспектировать не менее десяти страниц. И так от начала – до конца. Столь же вдумчиво осилила она Блаватскую, Елену Рерих, Гурджиева, Успенского. Так же вникала в Библию и философию. Так же штудировала архитектуру и Уголовно-процессуальный кодекс. Так же горлом, до вибраций по телу, про себя декламировала Тютчева и Фета, Бунина и Блока. Так же вчитывалась в только что опубликованные в журналах раздирающие душу откровения Солженицына, Шаламова, Домбровского о самом мрачном и кровавом периоде в истории страны.
Однажды знакомая, обладающая экстрасенсорными способностями, попыталась измерить энергетику домашней библиотеки Новоселовой. Так рамки заклинило: настольно разнородные и разноплановые книги стоят на полках. Но что поделаешь, если Нелле Анатольевне интересно все. Нет такой гуманитарной отрасли (за исключением, разве что иностранных языков), по которой она не могла бы пообщаться со специалистом на достаточно приличном профессиональном уровне. Неуемная жажда знаний, талант читателя плюс выработанные десятилетиями навыки работы с книгой, помогают ей быстро находить и схватывать любую новую информацию, сопоставлять с уже имеющейся. Так что фигуральное «ходячая энциклопедия» в отношении Новоселовой звучит почти буквально.
Но в нынешнем суматошном мире, убеждена Нелля Анатольевна, необходимо найти место и для неспешного выразительного чтения вслух. С XIX века его использовали, чтобы научить подростка свободно общаться, выражать все оттенки чувств, ясно передавать свои мысли. К сожалению, сейчас послушаешь, как между собой общаются молодые люди, жуть берет от убогости языка. Впрочем, недовольно бурчать - не в натуре Нелли Анатольевны. Наоборот, она попрекает себя и людей своего поколения за то, что мало общаются с молодыми людьми.
- Ведь почти к любому подойдешь, поговоришь, расспросишь, что его волнует, чем интересуется, и он раскрывается.
Большую часть книг и журналов из своей домашней библиотеки Нелля Анатольевна раздала: в Иноземцевский дом престарелых, друзьям, знакомым. А вот подшивку журнала «Путь к себе» хранит. Хорошее название. Отражает суть и смысл человеческой жизни.
Для Новоселовой этот путь проложили книги.