Большой экспо-день в изомузее
Это, во-первых, вышедшие в финал городского фотоконкурса «Они сражались за Родину», посвященного 60-летию Победы, работы фотомастеров Ставрополя. Во-вторых, экспозиция участников проходившего в течение года фестиваля молодых фотохудожников «Наши кадры».
В-третьих, выставка пейзажа живописцев Юга России «Зеленый шум». И, наконец, самая, на мой взгляд, необычная из представленных выставок – фотоэтюды московского мастера, вице-президента творческого Союза художников России Ивана Порто. Словом, получился этакий экспозиционный «залп», отозвавшийся звучным эхом в творческой среде Ставрополя. Залы музея уже в день открытия были полны народу.
Многочисленную публику привлекло также и присутствие гостей из Москвы, Краснодара, приехавших разделить со ставропольскими коллегами радость такого приятного события. Как заметила, приветствуя гостей, директор музея Зоя Белая, так коллектив решил завершить уходящий год, ставший особым в его жизни: именно в этом году музейный комплекс пополнился новым «старым» зданием – прекрасно отреставрированным купеческим особняком, ставшим пристанищем для постоянно действующей экспозиции классического искусства. Что позволило высвободить ранее занятые площади и более активно использовать их для все новых экспозиций, а значит, сделать работу музея более полной, насыщенной, обновляемой. Кроме того, открывшиеся выставки можно назвать своего рода подведением итогов работы за год.
Выставку «Зеленый шум» представил один из ее инициаторов Иван Порто, рассказавший о рождении и воплощении идеи. С 1999 года в маленьком городке Плёсе Ивановской области, связанном с именем великого живописца Левитана, в единственном в России музее пейзажной живописи ежегодно проходят выставки современной живописи, в них за это время приняли участие 234 художника из 35 регионов России. Там показывали свои произведения мастера центральных областей России, Севера, Поволжья, Черноземья. Нынешняя выставка представляла мастеров Юга – из Владикавказа, Волгограда, Кисловодска, Махачкалы, Нальчика, Пятигорска и Ставрополя. Южане имели огромный успех в Плёсе, после чего провезли экспозицию по всем названным городам, а точку решили поставить в Ставрополе. Таким образом, ставропольцы смогли познакомиться с творчеством целого ряда незнакомых мастеров, живущих в соседних краях и республиках. Например, многие посетители подолгу оставались у «Горских мотивов» М. Шабанова из Махачкалы, «Старого города» М. Келехсаева из Владикавказа, но вместе с тем воздавали должное и хорошо знакомым именам земляков – П. Гречишкина, А. Соколенко, Е. Саврасова, Л. и А. Алмосовых. Ценность работы музея в Плёсе в том, подчеркнул И. Порто, что такие выставки объединили художников страны, сюда приезжают мастера из разных уголков России и свои работы показать, и пообщаться с коллегами. Это значительно оживило и разнообразило жизнь творческого союза художников. И немаловажную организаторскую роль играют здесь музеи, в частности Ставропольский музей изоискусства.
Вполне заслуженно основную часть большого экспозиционного зала музейщики отдали работам московского фотомастера И. Порто. Его поиски и находки в направлении арт-фото смело можно назвать фотокартинами, отмеченными и высочайшим мастерством, и даром автора видеть окружающий мир в необычном, часто неожиданном свете. Как рассказала искусствовед музея Софья Барер, она и все ее коллеги работали с этой экспозицией «с истинным наслаждением». их профессиональный восторг, думаю, разделяют и местные фотомастера, для которых выставка Ивана Порто – настоящий мастер-класс. Выбирая в качестве объекта съемки, казалось бы, самые заурядные предметы и ситуации, он умудряется показать их нам как некое художественное откровение, не побоюсь этого слова. Более того, у него не только предметы, но даже их форма, их физическая структура становятся средством выражения мысли художника о той или иной стороне сущности бытия. Будете смеяться, но мне, например, хотелось просто потрогать изображение серых каменных плит – ступеней древнего амфитеатра: такое ощутимое тепло исходит от их шероховатой, веками и ветрами иссеченной поверхности… Собственно, в Ставрополе такая полноценная выставка чистого арт-фото вообще проводится впервые, заметила замдиректора музея Ольга Бендюк, а в данном случае это вдвойне интересно тем, что автор работ и сам – искусствовед, обладающий помимо творческого вдохновения еще и глубокими теоретическими знаниями, и самостоятельно выработанным взглядом на искусство.
Словом, тут есть чему поучиться ставропольским фотографам, в частности, делающим свои первые шаги в фотографии как в творческой отрасли. Имею в виду участников молодежной выставки «Наши кадры», для которых сама возможность показать свои опыты в музее – счастливый аванс в счет будущих достижений и открытий. Конечно же, работы этих ребят пока еще достаточно наивны, однозначны, не претендуют на какую-то изобразительную уникальность. Это и понятно: ведь в фестивале участвовали совсем еще юные фотографы, студенты ставропольских вузов и их «свободные» сверстники. Тем не менее уже просматривается серьезное отношение молодых к этому направлению. И очень хорошо, что сотрудники музея почувствовали актуальность жанра, интерес к нему, оживившийся в наши дни.
Особой страничкой этого большого выставочного дня в изомузее можно назвать экспозицию, посвященную 60-летию Победы. Пронзительной искренностью веет от снимков, запечатлевших лица наших ветеранов. Это нужно увидеть и детям, и взрослым, ибо представленное здесь собрание работ блестящих фотомастеров как бы подготавливает нас всех к предстоящему великому юбилею. Юбилею святому для всей страны, а не только для поколения фронтовиков. Ибо есть в истории даты, гордиться которыми вправе и должен весь народ. Выставка действительно очень трогательна, тут нельзя не согласиться с начальником управления культуры администрации г. Ставрополя Ольгой Рецевой (конкурс проводился администрацией краевого центра).
Имена победителей будут объявлены на днях, а вот фото-мгновения из жизни победителей той войны наверняка еще не раз привлекут взгляд человека, пришедшего в музей, будь то любопытный школьник, вечно торопливый студент или седовласый старик, пришедший встретиться со своей подраненной юностью.