Обитель веры и надежды
Сама жизнь заставила обратить внимание на эту работу – с наркозависимыми людьми. Идея зрела давно, но вот как подступиться, с чего начинать? Такого опыта у нас нет. Кое-где в других епархиях созданы реабилитационные центры, но понятно, что местные условия, традиции и обычаи всюду накладывают свой отпечаток. А между тем очень много людей обращаются за помощью, особенно матери, обеспокоенные судьбой своих детей.
Не только как благочинный церквей Михайловского округа, но и как настоятель храма протоиерей Игорь Подоситников сталкивается с этой проблемой буквально каждый день. Причем удивительный факт: прихожане нередко ссылаются на ряд действующих у нас сектантских организаций, дескать, вот они там помогают жертвам наркотиков. И спрашивают отца Игоря, не пойти ли туда, раз там уже работа идет? Конечно же, ответ может быть только отрицательный. Ведь там человек, по сути, из одной зависимости – наркотической – попадает в иную – духовную. Более, может быть, тяжкую. Но, с другой стороны, что мог батюшка предложить взамен? Приходи в храм и молись? Да, но в этом случае только молитвы недостаточно, нужна особая программа действий. Церковь пока еще не имела такой программы. Как и все наше пост-советское общество не имело опыта общения с наркоманами. Это явление для нас – продукт и реалии последних десяти-пятнадцати лет.
Между тем сектанты действительно в определенном смысле опередили церковь в этих вопросах. Иное дело, что скрывается за их маской добреньких дяденек (главная цель – на фоне «оздоровления» наркоманов вовлечь в организацию как можно больше новых членов и далее «доить» с них денежки). Разумеется, в небольшом городке это достаточно легко проследить, и отец Игорь немало может порассказать о деятельности своих, извините, «конкурентов». Что он и сделал в одной из телевизионных передач, покритиковав, в частности, активизировавшуюся в крае секту неопятидесятников «Исход», которая успела к тому времени организовать на Ставрополье несколько центров для наркозависимых. Их собрания с полным набором массовой истерии (хотя и с Библией в руках), с игрой на гитаре вместо настоящей молитвы, с всевозможными «видениями», «пророчествами» и т. п. претендовали именно на духовное оздоровление. У священнослужителя свой четкий взгляд на такого рода деятельность, позволяющую просто-напросто наживаться на человеческой беде. Во-первых, пребывание наркоманов в тех центрах стоит весьма недешево, во-вторых, пожертвования также текут рекой, семьи наркозависимых ребят готовы отдать все ради своих детей. Это открывает такие финансовые перспективы, которые мы с вами и представить себе не можем… Взять хотя бы такую закономерность: среди наркоманов преобладают дети состоятельных родителей. Их-то и берут под свою «опеку» предприимчивые «врачеватели». Естественно, как пастырь отец Игорь не мог оставаться безучастным.
А потом раздался телефонный звонок. С обидой звонил священнику тогдашний руководитель ставропольских неопятидесятников пресвитер Николай Новопашин. Договорились встретиться. Так началось их знакомство, обернувшееся… переходом пресвитера в православие! Событие, беспрецедентное в России. Ведь не рядовой сектант, а глава организации сделал такой шаг. Да не один, а с целой группой своих последователей. Что, конечно, не понравилось центральному руководству , обрушившемуся на своего бывшего теперь уже «активиста» с обвинениями чуть ли не в хищении средств, с вытекающими из этого угрозами.
Конечно, обращение в православие произошло не сразу. Было много встреч и бесед, прежде чем Николай понял, что в православном храме возможно действительное укрепление души, способное дать вчерашнему наркоману прочный жизненный стержень. А отец Игорь увидел в этом много пережившем к своим 28 годам человеке икреннее, сочувствующее сердце, хоть и заблудившееся в своих исканиях, но сохранившее готовность сопереживать. Посоветовал Николаю прочесть ряд трудов современных богословов. В этом общении они оба, вероятно, открывали для себя немало полезного. Николай обретал большую веру, видя в отце Игоре истинно доброго и умного наставника (в то же время очень близкого ему по возрасту). Отец Игорь узнавал о личном опыте своего собеседника в преодолении наркотической зависимости, его духовных исканиях. Собственно, встреча этих двух людей представляется по-своему знаменательной. Она должна была произойти! Чтобы опыт человеческий и опыт духовный объединились в борьбе со страшным злом.
Осознанность поступка Николая не подлежит сомнению. Человек оставил там – в секте – и достаточно прочное материальное положение, и немалое влияние на членов организации. Ради того чтобы вместе с православным священником начать все практически с нуля. Ибо создаваемая ими сегодня Свято-Преображенская обитель еще только обретает черты действительно духовно оздоравливающего пристанища. Их деятельность благословил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, мудро рассудивший, что опыт Николая Новопашина, теперь уже человека церковного, может быть эффективно использован в работе с ребятами, попавшими в наркотическую беду. Ведь ранее ему удалось создать по краю около десятка таких центров – в Михайловске, Невинномысске, Пятигорске, ряде других мест. На предложение отца Игоря сотрудничать Николай откликнулся горячо, понимая, что вместе с церковью можно вести работу более правильно, с позиций православной культуры. С огромным воодушевлением взялся он за создание обители, которой посвящает сегодня все свое время. В станице Темнолесской было выделено помещение бывшего культстана, и такое отдаленное от населенных пунктов место устраивает организаторов. Чем дальше от дома, от старых «приятелей» и привычек будут находиться ребята, тем больше уверенности, что смогут они от этих привычек оторваться, укрепиться не только физически, но и морально. А красивая природа, лес, речка, сады – поистине сам по себе уже целительный фон. К тому же там есть чем занять ребят, ведь они не просто лечатся, но и, по сути дела, сами обеспечивают всю хозяйственную жизнь обители. Условия-то самые спартанские, например, лишь недавно подвели электричество и установили отопительный котел. Постепенно будут обживаться: нужно построить баньку, кухню, подсобные помещения. Словом, работы много, никто без дела не останется.
- Ни в коем случае нельзя называть наш Центр ни наркобольницей, ни каким-нибудь ЛТП советского прошлого, - говорит отец Игорь. – Это именно обитель в православном понимании. Преображенская – и по времени создания, и по самой символике, ибо предполагает преображение души каждого из ребят.
Их немного, не более десятка, и это тоже принципиально. В небольшом коллективе человек будет ощущать себя как бы в семье, где каждый на виду у товарищей, где он не затеряется в большой массе, где для него всегда найдется доброе слово наставника. Поэтому уже ведется поиск подходящих мест для новых обителей, например, в Труновском районе. Второе обязательное условие – абсолютная добровольность. Силой никого не загоняют, даже если родители очень просят принять сына, решает только сам молодой человек. Пока здесь собрались ребята в возрасте от 20 до 30 лет. В дальнейшем планируется открытие такой обители и для девушек. При этом никакой «колючей проволоки», выход свободен. Кстати, этим уже было воспользовались двое ребят, один из Новопавловска, другой из Пятигорска, поначалу растерявшиеся в новых для себя условиях. Разумеется, никто их не удерживал. Но самое интересное, буквально через несколько дней оба стали проситься обратно! И вернулись. Теперь уже и Андрей, и Павел, по-видимому, сделали для себя более осознанный выбор.
Трудной будет нынешняя первая зима обители. И с точки зрения бытовой, и в смысле установления должной духовной атмосферы. И если в быту помогают многие организации, кто стройматериалами, кто техникой, то вот формирование истинно здорового духа – задача особая. Хотя, разумеется, медицинский аспект остается важным для насельников обители. Ставропольская епархия сотрудничает с краевым наркологическим центром, служители церкви советуются с врачами-специалистами. Особенно необходимо медицинское вмешательство в начальной стадии преодоления наркозависимости. А далее – психологическая поддержка, помощь словом Божиим, молитвой. Отец Игорь уже убедился в том, насколько важна именно эта сторона вопроса: в первую же ночь в обители после молебна ребята крепко спали! И аппетит у них появился здоровый. Так, с первых шагов они увидели: можно вырваться из адского круга. Не сразу, постепенно. Пройдя определенный нравственный путь. Они начинают понимать силу молитвы, поста, очищения души от той бесовской скверны, которой поддались прежде. Вроде бы очевидные вещи, а для них это оказывается самым настоящим благодатным откровением, чудом.
Процесс воцерковления ребят отец Игорь считает особенно важным для их последующей жизни, когда они будут способны вернуться в общество нормальными, полноценными личностями. Церковь, в отличие от больницы, всегда будет считать их своими. Связь с храмом станет тем стержнем, который и впредь будет для них опорой. Ибо в храме каждый найдет близких по духу, всегда услышит слово утешения и поддержки. Все это испытал нынешний сподвижник отца Игоря – Николай Новопашин. Почти пятилетний «стаж» наркозависимости преодолевал практически самостоятельно, и, даже будучи уже членом «Исхода», интуитивно обратился к Библии. Когда вместе с группой друзей смог отвратиться от зелья, начал помогать другим ребятам, собирать их в свои стихийные центры. Тогда уже приобретал опыт этой работы, организационно войдя в ряды неопятидесятников. Самостоятельно пытался вносить элементы духовного оздоровления в работу с наркоманами, проводил беседы о святости, о слове Божием, словом, стал «самодеятельным» проповедником. Встреча с отцом Игорем, приобщение к православию стали для него началом новой жизни. Как и для ряда его бывших единомышленников. Пример Николая, его собственная состоявшаяся судьба – лучшая «агитация» для других. Хотя примечательно, что сам он честно признает, что не считает себя полностью освободившимся от наркозависимости. Вылечиться физически пока невозможно, медицина таких средств еще не знает. И именно духовное самосовершенствование становится «лекарством» куда более эффективным, чем какие-то медпрепараты. Сегодня Николай строит свою работу на совершенно иной –православной основе.
- Если я утрачу эту основу, я могу вновь столкнуться с наркоманией. Я это хорошо понимаю.
У Николая есть семья – жена Елена и полуторагодовалый сынишка Тимофей. Его доходящую до самоотречения деятельность в реабилитационном центре жена понимает и поддерживает полностью. Сама в свое время пережила то же, что и муж, и знает, почему он готов буквально жертвовать собой для других ребят.
- Я и прежде был уверен, что служу Богу. Но не сразу нашел правильную духовную дорогу. Есть ведь люди, которые на благородных вроде бы акциях просто-напросто зарабатывают деньги. Постепенно я это понял. Как и то, что к истинной вере это тоже не имеет никакого отношения… А кто же поможет этим ребятам? Они ведь и попали в наркоманию по вине всего нынешнего уклада, видя кругом бездуховность, безнравственность.
Исцеление в обители по-своему обеспечит и тот здоровый дух товарищества, который сегодня здесь закладывают отец Игорь и Николай Новопашин. Тут нет рядом мамы, которая, чего греха таить, часто из любви потакает слабостям любимого чада. Тут нужно просто-напросто выживать самостоятельно. Побеждая лень и празд-ность в повседневном труде, побеждая искушения молитвой. Хотя связи с родителями отнюдь не разрываются. Семья также переживает период осознания духовного перерождения сына, готовится в дальнейшем принять его уже в ином качестве. Для этого проводятся родительские собрания, куда приходят и родители тех наркозависимых ребят, которые хотят направить их в такой же православный реабилитационный центр. Должна измениться обстановка и в семье, чтобы вернувшийся в нее молодой человек оказался в соответствующей – здоровой семье.
Обителью обретенной веры и надежды становится это маленькое поселение, собравшее молодые жизни во имя их полноценного будущего. Остается только пожелать этим ребятам мужества и добра.