Доить по-русски
Наверное, все началось, когда директор ОАО «Шпаковскрайгаз» М. Комаревцев решил, что именно он должен стать руководителем центральной структуры – «Ставрополькрайгаза» – вместо собиравшегося на пенсию Л. Постного, человека заслуженного и известного на Ставрополье. Справедливости ради сказать, кандидатура М. Комаревцева действительно смотрелась на высший пост: 15 лет рулил райгазом, при нем в два раза увеличилась протяженность газопровода на обслуживаемой территории, существенно прирос собственный капитал предприятия, которое, впрочем, по сей день является планово-убыточным. Но были и другие сильные претенденты, в частности, руководитель «Пятигорскгоргаза» В. Силаев, он в итоге и победил, став в 2001 году преемником Л. Постного - генеральным директором ОАО «Ставрополькрайгаз».
Вскоре В. Силаев проявил себя как жесткий и дальновидный управленец: в 2002 году «Ставрополькрайгаз» вошел в созданный Газпромом «Регионгазхолдинг», а взамен получил статус управляющей компании по отношению к газораспределительным организациям края. Сегодня в «Ставрополькрайгаз», который по согласованию с Москвой осуществляет единую тарифную политику по транспортировке голубого топлива, входят 30 газовых хозяйств. На правах единоличного исполнительного органа «Ставрополькрайгаз» контролирует их деятельность, о чем подписаны соответствующие договоры. Собственно, рай- и горгазам нечего было терять, кроме, как говорится, своих цепей: к тому времени их долги за поставки газа превысили 1,5 млрд. рублей, и перед многими вполне отчетливо маячила перспектива банкротства.
«Ставрополькрайгаз» взял на себя все их долги – 1,5 млрд. рублей, поставив единственное условие: обеспечить 100% платежей за текущие поставки голубого топлива. Договор оказался жизнеспособен, да и долг к сегодняшнему дню значительно «полегчал».
В «Ставрополькрайгаз» не вошли лишь два хозяйства – горгаз Невинномысска и «Шпаковскрайгаз». Директор последнего М. Комаревцев в беседе с корреспондентом «Ставропольской правды» заявил, что отказался передать исполнительные полномочия, опасаясь немедленного увольнения.
События, которые последовали в дальнейшем, М. Комаревцев расценивает как травлю за «непокорность». Однако все оказалось куда прозаичней: неизвестно куда делась крупная сумма – 19,5 млн. рублей, собранная «Шпаковскрайгазом» за голубое топливо с населения в октябре-декабре прошлого и в январе 2004 года. «Ставрополькрайгаз», будучи крупным акционером «Шпаковскрайгаза», был вынужден взять этот долг на себя и в дальнейшем инициировать отставку М. Комаревцева, заподозрив, что он уводит активы предприятия «на сторону». (Подробно эта ситуация описана в публикации «К и Б сидели на трубе», «СП» от 23 апреля 2004 г.)
Отстранить М. Комаревцева от должности оказалось непросто: совместно со своей женой Л. Братухиной скупил у рабочих хозяйства пакет, близкий к контрольному. Кроме того, на Л. Братухину был «переписан» процент акций «Шпаковскрайгаза», принадлежащий компании «Регионгазхолдинг». По факту служебного подлога возбудили уголовное дело, в настоящее время акции вернулись к законному владельцу. В суде оспаривается и законность ряда сделок по приобретению семьей акций у рабочих, иски подали сами потерпевшие.
В общем, чтобы отодвинуть М. Комаревцева от руля, «Ставрополькрайгазу», владеющему 49% акций «Шпаковскрайгаза», пришлось изрядно попотеть. Был назначен новый директор –
А. Вайнер, а созданная комиссия проверила финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Как сообщил корреспонденту «СП» заместитель генерального директора «Ставрополь-крайгаза» С. Чурсинов, в ходе проверки были выявлены вопиющие нарушения: «бывший директор М. Комаревцев использовал свои полномочия вопреки законным интересам «Шпаковскрайгаза», в целях извлечения выгод для себя и других лиц». В результате предприятию нанесен значительный материальный ущерб, возбуждено уголовное дело по факту хищений.
Нет смысла пересказывать всю справку, но, думается, стоит обратить внимание на «механизм» перекачки активов. Тем более что история получилась в высшей степени поучительная…
В общем, так: жила-была семья – М. Комаревцев с супругой, которая занимается бизнесом, в частности, имеет фирму ООО «Прометей» – недвижимость, земельные участки и т.д. Будучи директором «Шпаковскрайгаза», М. Комаревцев мог заключать сделки (в рамках закона, конечно) с другими физическими и юридическими лицами, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил сотрудничать с собственной женой. А если быть точным – с бывшей женой Л. Братухиной: ко времени, когда совместные с ней проекты стали приобретать весьма серьезный характер, – люди миллионами ворочали! – брак был официально расторгнут. Так получилось.
Зато никто не мог упрекнуть М. Комаревцева в заинтересованности в крупных сделках (мол, для близкой родни старается), носивших сомнительный характер.
Например, в апреле 2000 г. он заключил договор на пользование имуществом, находящимся в частной собственности Л. Братухиной. Речь о помещении (базе) площадью 134,9 кв. м и земельном участке 0,76 га. По договору «Шпаковскрайгаз» мог пользоваться базой безвозмездно, а «изюминка» заключается в том, что газовое хозяйство «получило право» (!) проводить в этом помещении ремонт, различные улучшения и реконструкцию. Проверка показала, что эта «реконструкция» перешагнула все мыслимые пределы: в базу Л. Братухиной балансовой стоимостью 29 тыс. рублей «Шпаковскрайгаз» вбухал 3 млн. 350 тыс. То есть за три года скромный сарайчик бывшей жены стараниями бывшего мужа съел сумму, сравнимую с бюджетом небольшой деревни. По идее, он должен был превратиться в дворец. Разумеется, никакой компенсации газовое хозяйство от Л. Братухиной не получило: это изначально не было предусмотрено договором.
Дальше – больше: с начала 2003 г. пользование базой перестало быть безвозмездным для «Шпаковскрайгаза»: бывшая родня заключила договор аренды этой недвижимости на 2,2 млн. рублей в год. Был еще ряд не менее увлекательных сделок. А в целом за 1999-2004 гг. ООО «Прометей» (владелец Л. Братухина), ЧП Братухина Л.В. и частное лицо Братухина Л.В. получили в результате упорного сотрудничества с газовым хозяйством свыше 11 миллионов рублей. Более 5 млн. рублей М. Комаревцев выплатил юридической фирме – «за консультационные услуги».
Но более всего комиссию поразил договор страхования пожизненной пенсии, которую М. Комаревцев заключил со страховой компанией. Спокойную старость за счет предприятия он оценил в 5 млн. рублей, взнос свыше миллиона был сделан в первом квартале 2004 года. Сумма впечатляет, особенно на фоне огромных долгов и невысокой зарплаты простых трудящихся газового хозяйства, которая, к тому же, систематически задерживалась на 2-3 месяца.
Но это, так сказать, моральная сторона дела. А есть и другая, пахнущая криминалом. По словам заместителя генерального директора «Ставрополькрайгаза» С. Чурсинова, был совершен подлог первого листа протокола решения совета директоров: на самом деле крайгаз выделил деньги не на страхование пенсии М. Комаревцеву, а на помощь сгоревшему участку «Шпаковскрайгаза». В дальнейшем директор предпринял попытку снять миллион в страховой компании, т.е. расторгнуть договор, но потерпел неудачу: крайгаз вовремя спохватился…
В последние годы «Шпаковскрайгаз» стал напоминать дойную корову, из которой опытные руки М. Комаревцева научились выжимать больше, чем она может дать. В ход были пущены даже поборы. Наверное, жителям Шпаковского района будет интересно узнать, что их незаконно вынуждали делать взносы «на развитие газовых сетей», колебавшиеся от 3 до 30 тыс. рублей. И лишь после уплаты денег райгаз с ними заключал договоры и выдавал техусловия на газификацию домовладений и помещений.
- В прошлом году, – говорит С. Чурсинов, - М. Комаревцев настоял на увеличении штата, мотивируя это необходимостью создания на сельских газовых участках аварийных бригад. Мы пошли навстречу. Бригад – нет, а фонд оплаты – 1,7 млн. рублей – был использован на другие цели. Анализ списания материалов показал, что в 2002 –2003 гг. райгаз вообще не занимался текущим ремонтом газораспределительных сетей, хотя отчитался на 3 миллиона. Это просто счастье, что в конечном итоге предприятие избавилось от такого руководителя…
Впрочем, особенно радоваться нечему. В настоящее время долги «Шпаковскрайгаза» составляют огромную сумму – 133,9 млн. рублей, сравнимую со стоимостью имущества всего предприятия. Основной кредитор – «Ставрополькрайгаз» (85,4 млн.). Поэтому мало кто удивился, когда директор «Шпаковскрайгаза» А. Вайнер подал заявление в арбитражный суд о признании предприятия банкротом. В настоящее время на нем введена судом процедура наблюдения, а на август назначено рассмотрение дела.
Бывший директор М. Комаревцев в беседе с корреспондентом «СП» горячо доказывал, что «идет захват предприятия», справки комиссии «наполовину сфальсифицированы». Нормальная реакция человека, жаждущего реванша. Поэтому М. Комаревцев пытается инициировать собрание акционеров, запугивая всех, что «делом занимается ФСБ». Это, конечно, вряд ли. Уголовным делом о хищении на предприятии занимается милиция, и главный фигурант там – непосредственно бывший директор.
Однако что же станет со «Шпаковскрайгазом» в случае признания его банкротом?
- Предприятие будет работать, - успокаивает С. Чурсинов. – Это стратегический объект, социально значимый для района. Ну а поскольку «Ставрополькрайгаз» отчасти несет ответственность за происшедшее, то мы сделаем все, чтобы не допустить продажи «Шпаковскрайгаза» с молотка. Кстати, недавно собранием акционеров избран новый директор «Шпаковскрайгаза» - А. Дранец, с которым мы нашли полное взаимопонимание по вопросам финансового оздоровления предприятия. Погасить долги, конечно, трудно, но можно.