Общественный транспорт: тихо едем...
Открывая семинар, мэр Пятигорска Владимир Шестопалов рассказал, сколь значим для жителей города – курорта доступный, так называемый социальный, общественный транспорт и как трудно его удержать «на плаву». А происходит это главным образом потому, что отсутствует законодательная база, что не выработаны единые правила функционирования общественного транспорта.
Заместитель председателя комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи Андрей Чиркин отметил, что общественный пассажирский транспорт ежедневно перевозит три четверти населения России. Доступность и качество его услуг во многом определяют реальный уровень жизни, социальный климат, мнение избирателей об эффективности работы органов власти. А судя по той информации, которая стекается в Государственную Думу со всех концов страны, состояние социального сектора общественного транспорта в большинстве городов и районов крайне тяжелое.
За годы реформ, сообщил Андрей Чиркин, общественный транспорт стал сектором смешанной экономики. Сегодня его уже невозможно представить без частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Коммерческий сектор выполняет до четверти всех объемов перевозок городского и пригородного сообщения. И все же основой городского пассажирского транспорта остаются государственные и муниципальные предприятия.
Правовые и экономические основы общественного транспорта значительно отстают от нынешнего уровня рыночных преобразований. Формально можно говорить об отдельных статьях Гражданского кодекса и об уставе автомобильного транспорта. На самом же деле система держится не на законах, а на договоренностях между транспортными предприятиями, администрациями населенных пунктов и надзорными органами. Причем этот весьма неустойчивый баланс то и дело нарушается. Поэтому необходимость специального закона о государственном регулировании функционирования общественного пассажирского транспорта очевидна.
Проект закона комитет совместно с Минтрансом уже подготовил. Он направлен на развитие конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок. Но особенностью данного рынка является его регулируемый характер, при котором перевозчики борются за право работы на сети маршрутов регулярного сообщения в процессе конкурсного отбора, организуемого местными органами власти. Последних законопроект наделяет правом установления критериев конкурсного отбора, исходя из интересов населения. Вместе с тем в целях защиты перевозчиков законопроект ограничивает перечень критериев.
Есть в готовящемся проекте закона и много других вполне разумных положений. И тем не менее, как выразился Андрей Чиркин, чтобы не наломать дров, законодатели намерены послушать мнение практиков с мест. В частности, на нынешнем семинаре.
Как рассказал собравшимся и. о. директора департамента Министерства транспорта РФ Евгений Москвичев, в последние десять лет средства на обновление парка общественного транспорта практически не выделялись. В результате на сегодня автобусный парк изношен на 60 процентов, троллейбусный – на 56 и трамвайный – на 53 процента. Стоит надзорным органам проявить сверхпринципиальность, встать на букву инструкции, и практически весь социальный сектор общественного транспорта окажется парализованным. Федеральный бюджет, конечно, будет стимулировать заключение долгосрочных стабильных заказов с машиностроителями. Но рассчитывать на значительные суммы не приходится. Поэтому одна из целей предстоящей реформы – обеспечить условия для заключения долгосрочных контрактов местных властей с перевозчиками. Это значительно увеличит шансы привлечь для обновления транспорта дополнительные финансовые ресурсы, использовать различные схемы лизинга, кредитования.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
