Власть без денег не нужна
Главной темой обсуждения стало законодательное обеспечение разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления. Как подчеркнула пресс-служба ГДСК, Ю. Гонтарь прибыл на заседание с целым пакетом предложений, отражающих позиции краевой Думы.
В России проводится реформа федеративных отношений. Ряд законодательных актов, регламентирующих реформу, уже приняты, другие находятся на рассмотрении Госдумы РФ. Согласно выработанной концепции, за субъектами РФ закрепляются полномочия, которые они обязаны выполнять за счет собственных бюджетов. Остальные расходные обязательства остаются за центром и могут быть переданы субъектам только с необходимыми финансовыми средствами. Планируется, что с помощью этого перераспределения должны уйти в прошлое необеспеченные федеральные мандаты.
Но Ю. Гонтарь полагает, что новое законодательство значительно ограничивает регионы. Из их компетенции изымаются существенные полномочия. Среди них защита прав и свобод человека и гражданина, особо охраняемые природные территории, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности, вопросы владения, распоряжения и пользования землями, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Для граничащего с Чечней Ставрополья подобная ситуация вряд ли приведет к чему-то хорошему. Под угрозой и судьба региона КМВ, которым, как известно, не спешит заниматься центр, несмотря на статус курортного региона федерального значения, подчеркнул Ю. Гонтарь.
Много вопросов в обществе вызывает и тема замены льгот денежными компенсациями. По мнению спикера ГДСК, эта реформа может вызвать бюджетную напряженность. К примеру, краю для реализации возлагаемых на него расходов потребуется дополнительно около 2 млрд. рублей (это 10 процентов годового бюджета Ставрополья). Но бюджет наш дотационный, и изыскать эти деньги не представляется возможным. А рассчитывать на полное и своевременное поступление средств из федеральной казны, как уже не раз бывало, не приходится.
Серьезные сомнения у краевой Думы вызывает и целесообразность одновременного проведения федеративной и социальной реформ. По мнению депутатов логичнее было бы вначале определиться с полномочиями и расходными обязательствами, а затем уже ставить вопрос о замене льгот наличными. В этой связи Ю. Гонтарь как председатель комиссии Совета законодателей России по мониторингу законодательства поддержал предложение вице-спикера ГДРФ Л. Слиска провести глубокий и всесторонний анализ пакета социальных законопроектов. Работу предполагается провести в ЮФО, с учетом опыта Госдумы СК, где действует Центр мониторинга права и правоприменительной практики. Вместе с тем спикер убежден, что новые социальные законы необходимо апробировать сначала лишь в нескольких регионах, а затем только, учитывая все плюсы и минусы, вводить на территории всей России.