Казаки хотят определенности
Возможно, уже в этом году появится краевой закон о казачестве
По крайней мере, такой вывод напрашивается по итогам состоявшегося вчера заседания "круглого стола" по перспективам разработки закона, который провел комитет Госдумы края по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством в краевом казачьем культурном центре. Место проведения, кстати, было выбрано не случайно. Этот факт, по словам председателя комитета В. Лозового, должен был приблизить потенциальных разработчиков документа к проблемам казачества. И не только. Соседство с историческими реликвиями напомнило, что разговор о "казачьем законе" имеет уже давнюю, более чем 10-летнюю историю.
Почти 12 лет прошло с начала возрождения казачества на Ставрополье. Оно пережило за это время разные этапы: и эмоции хлестали через край, и доказывалась необходимость казаков государству. Вроде бы доказали, и страсти улеглись. А закон, о необходимости которого говорилось еще тогда, не принят до сих пор. Долгое время служивые надеялись на федеральный центр. Там, кстати, работа над российским законопроектом продолжается до сих пор – в Госдуме России лежат целых три варианта. Но вряд ли, признают сами казаки, он имеет шанс появиться в более-менее приближенной перспективе. Именно поэтому краевые законодатели решили взяться за разработку местного документа, как это сделали многие наши соседи.
Зачем казакам закон? Как сказал секретарь краевого совбеза атаман Терского казачьего войска В. Бондарев, "де-факто мы причастны к государственной службе, а де-юре наш статус так и не определен". На сегодняшний день ставропольские станичники живут по нескольким нормативным актам, принятым еще Госдумой первого созыва, в частности, именно они регламентировали создание целевого казачьего фонда земли (это более 40 тысяч гектаров). Сейчас они устарели, а некоторые положения тех документов по-настоящему никогда и не работали, в том числе и в вопросах наделения казаков землей. Нет механизма контроля за ее использованием, во многих районах главы администраций не отдают казакам земли из их фонда. И возможности привлечь за это чиновников к ответственности нет. Есть и другая проблема: земли фонда сдаются в аренду, но войсковая казна не получает арендной платы.
Казаки активно участвуют совместно с правоохранительными органами в поддержании общественного порядка в крае, но не имеют никаких социальных гарантий. Определить их – также прерогатива закона. Он нужен, чтобы расширить привлечение казаков к другим видам государственной службы, поддержать учебные заведения, занимающиеся воспитанием и обучением казачат по специальным программам, а главное – получить бюджетное финансирование на решение этих задач. На заседании "круглого стола" приводились примеры, что донские казаки получают из бюджета более 40 млн. рублей, 7 млн. выделяется в Краснодарском крае только на обеспечение работы правительства Кубанского войска. Для сравнения: один миллион рублей был выделен в бюджете края на поддержку казачества в прошлом году, два – в этом.
Казаки не считают, что их запросы чрезмерны. Если раньше на начальном этапе становления кто-то и мог сомневаться в реальности казачьего движения, его способности послужить государству, то сейчас казаки Ставрополья своими трудами эти сомнения развеяли, подчеркивалось на заседании. По сути, они – единственная организованная общественная сила, которая добровольно берет на себя серьезные государственные задачи. И, конечно, нуждается в поддержке со стороны государства. В принципе краевые власти не отказывают в такой поддержке, но механизмом ее реализации как раз призван стать закон.
Спешить с его подготовкой, решили участники "круглого стола", не стоит, но и тянуть нецелесообразно. Потому что за созданием закона следовало бы разработать среднесрочную программу дальнейшего становления казачества в крае, определить приоритеты финансирования и т.д. Все эти нюансы предстоит учесть рабочей группе, которая и займется подготовкой законопроекта.
24 апреля 2002 года