13:56, 14 сентября 2023 года

Ставропольский театр драмы готовится встретить своего зрителя в новом творческом сезоне

Особая пора наступает для ставропольских театралов, предвкушающих встречу с любимыми артистами. На пороге нового творческого сезона – коллектив Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. О том, каким будет предстоящий 179-й сезон, мы беседуем с художественным руководителем театра заслуженной артисткой России Ириной Баранниковой.

- Ирина Анатольевна, прежде чем обратиться к ожидаемому, предлагаю оглянуться немного назад: чем запомнился прошлый сезон, все ли удалось, что задумывали.

- Активно работали и режиссеры, и труппа. В нашем репертуаре появилось несколько новых спектаклей. Народная артистка России Наталья Зубкова поставила «Единственный наследник» Реньяра и «Деревья умирают стоя» Кассона, заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков - «Щелкунчик» Гофмана и «Пижама на шестерых» Камолетти. Мне удалось представить спектакль «Годы странствий» Арбузова и под самый занавес сезона «Повести Белкина» Пушкина. Так что сезон был очень насыщенным, загруженным и интересным.

С руководителем театра Сергеем Панюковым мы инициировали и провели переговоры по поводу предстоящих гастролей, причем весьма действенные переговоры, но поскольку они еще официально не закреплены на бумаге, говорить о конкретных адресах и сроках пока рано. Главное, что могу сказать - мы стараемся расширить поле деятельности театра, привлекая к нам больше разнообразных творческих сил: и режиссеров-постановщиков, и театров. И сами выезжаем. Словом, выходим на открытый диалог. Со спектаклями «Семейная кадриль» и «Женитьба Бальзаминова» совсем недавно выезжали в Кисловодск, где средства от одного из спектаклей совместно с администрацией города были отправлены в зону СВО, а также со спектаклями «Кадриль» и «Детектор лжи» посещали Луганскую Народную Республику.

- Сейчас Донбасс стал для ставропольского театра своего рода особо опекаемой территорией.

- Да, завязались разнообразные связи наших регионов, и театр, конечно, тоже активно вовлечен в эту работу. Встречи с коллегами и жителями ЛНР оставили замечательные впечатления, там к нам относятся с огромной благодарностью, наш край много оказывает помощи в восстановлении в том числе культурных объектов. Театру луганчане благодарны за то, что привозим к ним позитивный репертуар, и они нас всегда ждут, и мы обязательно туда еще поедем.

- Театр и по своему краю традиционно много ездит…

- Очень много. Мы эту практику не оставляем, а только развиваем. И люди нас уже знают, и мы знаем свою публику. Наш директор со всеми территориями края держит крепкие связи, и везде нас принимают с любовью и благодарностью!

- А еще театр крепко придерживается своего высокого звания академического.

- Стараемся соответствовать и в подборе репертуара, и в качестве постановок. Задача перед нами стоит немалая: надо держать в зоне видимости и молодежную, и взрослую, и детскую аудитории. И помнить о наличии такой части публики, как весьма искушенный театрал, коих в Ставрополе немало. Это очень взыскательная прослойка зрительской части.

- Как удается соблюдать этот баланс - и тем, и тем, и тем?

- Ловим настроения времени: что сегодня людям ближе - подумать о чем-то серьезном или просто отдохнуть, разгрузиться от проблем, наконец, просто вдохнуть поглубже, получить духовную подпитку. Думаю, нам удается совпадать с запросами современников.

- А сегодня течение жизни что подсказывает?

- Мне кажется, сейчас прямо-таки стучатся в дверь большие классические произведения. Мы к ним и подбираемся, уже как бы держа в уме скорое 180-летие театра, к этой дате хотелось бы сделать нечто особенно солидное - взяться, например, за Льва Толстого и Ивана Гончарова.

- При подборе репертуара, как правило, режиссеры изначально сами предлагают что-то к постановке, а потом уже идет согласование?

- Да, все верно. Стараемся работать в команде. Я опираюсь на мудрость и большой опыт старших коллег, и кажется, диалог у нас складывается.

- Театр всегда отличался стабильным составом труппы. Как сейчас?

- Практически все в сборе, но пополнение свежими силами необходимо. В этом году предприняли конкретные шаги: набираем при театре студию - 16 человек. Новые имена нужны обязательно, такова природа театра, должно постоянно происходить нормальное пополнение кадров. При студийной форме обучения ребята будут расти и воспитываться в законах нашего театра, будут осваивать наш творческий язык, понятный нашему зрителю. Это давняя добрая традиция, действующая в театре много десятилетий.

- Ирина Анатольевна, ну и, наконец, что нас ждет в новом сезоне?

- Планы грандиозные. Открываемся «Повестями Белкина», потому что хоть спектакль и сделан в прошлом сезоне, его почти не видел широкий зритель, было всего два показа. Скоро выпускается «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, и одновременно вовсю идет работа над «Свадьбой Кречинского» Сухово-Кобылина.

- И это будет бенефис заслуженного артиста России Игоря Барташа.

- Да, премьеру проведем в ноябре бенефисом, а затем это будет репертуарный спектакль. А еще к нам приедет Анна Артамонова, режиссер из Москвы, она поставит спектакль по своей пьесе «Мой Чехов» о жизни самого драматурга. Пьеса написана прекрасным языком, с очень трогательным содержанием. Образ Чехова открывается удивительно и тонко.

- В «Леди Макбет…» у вас главная роль. Что вы думаете о своей героине?

- Мне эта работа представляется мощной и глубокой. Героиня со сложным, непростым характером, как актрисе мне очень интересным.

- Там надо как-то еще и зрителя взять, склонить на свою сторону. К тому же сюжет с виду достаточно банальный, но…

- Главная задача - нащупать центр сочувствия в зрительном зале. Где его искать - покажет работа над спектаклем, надеюсь на опыт режиссера Зубковой, у нас с нею все получится. Команда занята отличная - Олег Хомутов, Михаил Новаков, Владимир Петренко…

- Хорошие партнеры.

- Можно сказать, любимые! Вообще работы в театре много, практически вся труппа сейчас занята в той или иной постановке. Из ожидаемого еще - Валентин Бирюков намерен восстановить «Хануму» уже с новым, третьим составом.

- В Ставрополь на днях приезжает театр из Кабардино-Балкарии как раз с «Ханумой»…

- Ну вот и посмотрим, какая она у них.

- И сделаем по-своему!

- Конечно! Тем более этот спектакль нам не чужой, несколько лет назад шел при аншлагах, а новый актерский состав обещает новый взгляд. Да и зритель «Хануму» очень любит.

- Как вы считаете, зачем человек приходит в театр? Отдохнуть? Подумать? И как быть, если собралась такая разная публика?

- В этом - магия театра, другого слова не подберу. Бог знает, как так происходит, что разные люди с разными потребностями и мыслями собираются в одном месте и вдруг становятся чем-то единым. Как?! Я до сих пор не могу самой себе на это ответить. Вот мы на сцене, вы - там, в зале, и вдруг что-то происходит… Вот почему я никогда не верила утверждениям, что театр, мол, изживет себя. Никогда! Живое слово, живое действие ничем не заменить. Много было споров в разные времена, то кино умрет, то театр, однако никто не умер… Как и литература, которую похоронили было из-за интернета. Но все живет. И все находит свое место. Как много появилось интересных молодых писателей, поэтов. Значит, живет наш русский язык, а пока жив язык - жив народ.

- Наверное, и классика в театре так молода именно тем, что человек в зрительном зале слышит со сцены хороший родной язык.

- И хорошую музыку, которая обязательно отзовется в сердце.

- Кстати, в не столь давней истории театра была полоса музыкальных спектаклей. Она миновала?

- Признаюсь, у меня особое отношение к мюзиклам. Есть музыкальные спектакли, где актерское пение нам по плечу, а есть мюзиклы с прописанными для профессионалов вокальными партиями. По себе знаю: я в мюзикле себя чувствовала неуютно. Сыграть роль - да, но петь на уровне оперного профессионала - это совсем другое. Хотя мы-то делали те спектакли от души, старательно, и многим зрителям нравилось, но все же лучше делать то, что можешь делать хорошо.

- Мне кажется, в актерском деле заложен определенный риск, ведь нужно найти и себя, и своего зрителя.

- Риск, действительно, есть всегда. Но искать себя и зрителя надо! Артист вообще такая неспокойная субстанция. По-хорошему неспокойная, устремленная к лучшему. У нас каждая премьера - событие, дверь в новый мир. Мы живем в таком ритме - готовя и переживая новые события. Без адреналина не можем! Причем это не только актеров касается, и у постановочной, административной, хозяйственной части свой адреналин: соединить несоединимое, оплатить неоплачиваемое, продвинуть непродвигаемое. А у режиссеров - найти нечто, накопать где-то что-то этакое и выдать зрителю так, чтобы заинтересовать. Театр - это такой замечательный творческий симбиоз, и все для того, чтобы человек пришел в театр и встретился с чудом. Да! Театр - это всегда чудо, если тебя к нему притянуло, уйти невозможно. Здесь дотрагиваются до души. Здесь между людьми протягиваются невидимые духовные канаты. И ты себя уже на другом месте не представляешь.

- Что вы пожелаете себе и своим коллегам в наступающем сезоне?

- Новых интересных открытий, ярких работ, спокойствия душевного за близких, за семью, чтобы всецело отдаваться любимому делу. Сейчас в нашей стране непростые времена, и очень важно знать тем, кто сегодня в эпицентре событий стоит на защите нашего мирного существования, что мы здесь им очень благодарны, что мы верим и ждем! И если будет нужно, готовы встать рядом! Россия так устроена - у нас нет чужих солдат.

- У вас были мысли поставить что-то на сцене на эту тему? Или еще рано об этом говорить?

- Как только появится такой драматургический материал, обязательно поставим. Сколько замечательных стихов и песен уже появилось, а значит, будут и пьесы.

«Центр сочувствия – в зрительном зале»
Газета «Ставропольская правда»
15 сентября 2023 года