13:39, 11 марта 2019 года

Дети с ограниченными возможностями здоровья соревновались в Кисловодске

В Кисловодске прошла V межрегиональная спартакиада лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Судья на этапе «подтягивание на перекладине» заглядывает в список и приглашает: «Следующий - Тульнов». Симпатичный русый парень делает шаг вперед. Под серой футболкой проступают могучие мышцы. Товарищи по команде, примерно такого же возраста и в таких же серых футболках, подбадривают:

- Давай, Саня! Не подведи, Санёк!

Александр привычным движением поправляет специальные перчатки для занятий на снарядах. Затем поворачивается на голоса:

- А где она?

Товарищ берет его за руку и подводит под перекладину. Александр начинает подтягиваться - уверенно и мощно. Все присутствующие вместе с судьей считают вслух. После счета «двадцать семь» слепой атлет отпускает перекладину и попадает в объятия друзей:

- Молодчина, Санёк!

Команду из 12 учащихся кисловодской школы-интерната № 18 для слепых и слабовидящих детей привел на спартакиаду заслуженный работник физической культуры РФ Олег Репецкий. Он не только преподает в школе-интернате, но и является главным тренером сборной команды Ставропольского края по футболу среди слабовидящих. И тренером аналогичной сборной команды России. На этой спартакиаде его воспитанники состязаются во всех видах спорта: подтягивании, жиме штанги лежа, армрестлинге, бочче, дартсе и шашкам. И почти везде являются фаворитами. Но набранные очки - не главная цель.

Изначально в основу состязаний был заложен принцип «Главное - не победа, а участие!». Эта спартакиада, как поясняет ее инициатор и основной организатор, директор ассоциации «Общеобразовательная школа № 21 города-курорта Кисловодска» Наталья Токарева, является средством социальной адаптации детей-инвалидов:

- Участие в таких спартакиадах дает ребятам стимул к занятиям адаптированным спортом.

Наталья Алексеевна - сама мать ребенка-инвалида. У ее сына врожденный порок сердца. Когда много лет назад непосредственно столкнулась с проблемами детей-инвалидов и их родителей, родилась идея создать учебное заведение нового типа, где здоровые дети и дети-инвалиды находились бы в едином коллективе, в одном классе.

- При таком совместном обучении уровень компенсации у детей с ограниченными возможностями здоровья очень большой.

Вот уже 18 лет объединенные в ассоциацию родители детей-инвалидов избирают педагога-психолога Токареву директором школы № 21 с инклюзивным образованием. Успехи кисловодской школы столь очевидны, что Наталье Алексеевне доверили руководить рабочей группой по соблюдению прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ в совете Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ.

Пять лет назад Токарева и ее единомышленники решили использовать для социальной адаптации также и спорт. К сожалению, паралимпийские виды спорта не предусмотрены для людей с аутизмом и другими интеллектуальными нарушениями. Да и для ребят с другими ограничениями здоровья - по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату - зачастую требуется более доступная, щадящая система соревнований.

В нынешней спартакиаде помимо учащихся кисловодской школы № 21 участвуют ребята из аналогичной школы в Карачаево-Черкесии, воспитанники кисловодской школы-интерната № 18, а также учащиеся коррекционных классов общеобразовательных школ города-курорта.

По отпечатку замкнутости на лицах и некоторой угловатости движений видно, что на старт выходят не совсем обычные дети. Но азарт состязаний захлестывает, и они так же радуются победе в борьбе на руках или удачному броску дротика в цель, как и их здоровые сверстники.

Вот из-за стола с шашечными досками встает и с грустным видом подходит к Наталье Токаревой парнишка лет десяти. Ей все понятно без слов:

- Проиграл? Не расстраивайся! В следующий раз обязательно выиграешь.

«С аутизмом – на спортплощадку»
Газета «Ставропольская правда»
27 марта 2019 года