«Ничто не возникает ниоткуда!» – сказала я себе с неожиданной решимостью человека, имевшего «тройку» по физике, и погрузилась в археологические интернет-раскопки о первопричине появления светящихся шаров. Led-шаров, светодиодных шаров, шариков Бобо. У них много названий. Откуда они взялись?

Увлекательные поиски прашарика привели меня к неожиданным фактам.

Прообраз этой игрушки – надутые внутренности животных, ставшие атрибутикой обряда жертвоприношения у племени ацтеков. Согласно летописям XII века, в древних карельских поселках использовали шары при навигации, они были предметом первой необходимости в каждой семье.

Средневековые пузыри из бычьих внутренностей сопровождали карнавалы в Европе и представления в честь князя Владимира Святого на Руси. Более-менее привычное для нас воплощение началось с научного эксперимента Майкла Фарадея, который писал: «Каучук чрезвычайно эластичен, мешки, сделанные из него, при наполнении газом становятся прозрачными и приобретают подъемную силу…». XIX век превратил это знание в бизнес, где своего не упустили английский промышленник Томас Хэнкок, придумавший набор для создания шаров из бутылки с жидкой резиной и шприцом, и Дж. Г. Инграм, продававший вулканизированные шары детям. В Китае и Америке продажи приобрели массовый характер, а в Россию такой вид бизнеса пришел к началу 90-х прошлого века. В двухтысячных в Москве впервые собрались профессиональные аэродизайнеры, чтобы рассказать о направлениях в данной области.

Прозрачные шары со светодиодной лентой сегодня – новое рождение этого до удивительности непрактичного в наши дни приобретения.

Едва ли уличные торговцы предлагают светодиодные аэростаты для того, чтобы молодые люди усыпили мигающими огоньками бдительность невинных дев, чье тело затем должно быть принесено в жертву богам, как много веков назад. И свое первоначальное значение как символ шарик, в общем-то, утратил. Но факт любопытный. Теперь девушки, может быть, задумаются, прежде чем намекать своим бойфрендам о покупке шарика ради создания романтичной атмосферы.

Но спрос, разумеется, есть, по словам ставропольских продавцов праздника. И активизируется он ночью, когда без огоньков ну совершенно никуда. Видно только светящуюся палочку и горящие разно-цветными огнями нити, а пространство шара вокруг как бы исчезает. Товар затмевает и самого продавца, чьи невидимые руки держат охапку из десятка чудесных предметов.

В одном из рекламных объявлений для оптовых покупателей сообщалось, что это прорыв в сфере развлечений за последние несколько лет. Хотя больше похоже на взрыв. Резкий и неожиданный захват популярных рыночных ниш «мама, купи-купи!» и «а давай с ним красивую фотку сделаем». Они ведь повсюду, каждые 10 метров в парке, возле кафе, на концертах, на чужих фотографиях. В Ютубе есть ролики по изготовлению этих игрушек.

© Фото: Ксения ДАШКО

С чего все началось? В ставропольских магазинах по типу «Все для праздника» отвечали стандартно: «Весь город заказал, и мы заказали». Точно такая же история с московскими магазинами.

И действительно, любой бизнесмен из сферы развлечений уже позаботился о предложении. Продают их в среднем по 250 – 300 руб-лей за штуку. Из 100% закупленного товара реализуется около 60. В магазинах в спальных районах интересуются шариком с гирляндой от 5 раз в неделю. В тех, что ближе к паркам и вообще местам, настраивающим людей на развлечения, спрос, естественно, больше. Ведь это не совсем обычный одноразовый шарик. Можно менять режим мерцания огней в гирлянде, а позже заменить батарейки. И эта красота еще долго будет наполнять помещение радостной атмосферой.

Но возвращаюсь к вопросу о родине этого явления в сфере развлечений.

«Все приходит из Китая», – философски изрек один мой знакомый теорию, которую сложно опровергнуть, особенно вспомнив об одном из самых популярных сайтов китайских товаров. Заказы исчисляются сотнями в одних магазинах и тысячами в других. Родоначальники аэробизнеса в Интернете предлагают светошарики от 40 рублей, надо полагать, как раз по оптовой цене.

Полина ВАКУЛЕНКО