В районных и гарнизонных судах появятся коллегии присяжных заседателей, которые будут рассматривать уголовные дела по шести статьям Уголовного кодекса РФ. Многие адвокаты полагают, что число оправдательных приговоров увеличится, поскольку присяжные – простые люди – принимают решения, не оглядываясь на вышестоящие и «заинтересованные» инстанции.

О плюсах и минусах этой новации комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое признано в профессиональной среде одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.

– В постсоветской России суд присяжных получил «прописку» на законодательном уровне в 1993 году, – говорит Роман Савичев. – Причем изначально он появился в качестве эксперимента лишь в нескольких регионах, в том числе на Ставрополье. Процесс внедрения института присяжных во всех субъектах РФ занял более 10 лет. И такой нюанс: до недавнего времени коллегии присяжных действовали только в областных, краевых и приравненных к ним судах. Их компетенция была небольшой – рассматривали уголовные дела примерно по 50 составам преступлений, а с 2008 по 2013 год этот список был урезан – забрали дела о терроризме, взяточничестве, вооруженном мятеже, половых преступлениях и ряд других.

Начало реформе суда присяжных положил Президент России Владимир Путин. Он предложил распространить институт присяжных заседателей сверху вниз – до уровня районных, чтобы как можно большее число граждан могло избрать именно эту форму правосудия.

В результате в июне 2016 года без лишнего шума был принят Федеральный закон «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Часть из новаций уже работает. Но сегодня мы говорим об изменении, вступившем в силу с 1 июня 2018, т.е. совсем «свежем» – о введении суда присяжных заседателей в районных и гарнизонных судах.

Итак, с этой даты в райсудах с участием присяжных могут быть рассмотрены дела (разумеется, по ходатайству обвиняемого) по шести статьям Уголовного кодекса РФ. Это части 1 – 2 статьи 105 УК (убийство с отягчающими обстоятельствами или без них); часть 4 статьи 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть); статьи 277, 295 и 317 УК (о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие, а также на жизнь сотрудника правоохранительного органа); статья 357 УК (геноцид).

Как видим, перечень небольшой. Причем более-менее будут востребованы первые две позиции – убийство и тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть.

Оставшиеся четыре статьи УК можно назвать экзотическими – дела по ним рассматриваются очень редко. То есть институт присяжных в райсудах будет недоступным для абсолютного большинства обвиняемых, в т. ч. по таким «популярным» сегодня составам преступлений, как кража и мошенничество.

И все-таки это можно расценивать как еще один шаг в сторону гуманизации правосудия, которое сегодня многие упрекают в обвинительном уклоне. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, вся судебная система России выносит в год 0,4% оправдательных приговоров (иногда эта цифра незначительно колеблется). И большая часть оправданий приходится на долю суда присяжных. Думается, тенденция эта сохранится и даже усилится после внедрения института присяжных в райсудах. И все же для практикующих юристов очевидно, что реформа должна продолжаться – состав преступлений, рассматриваемых судом присяжных, нужно увеличивать.

Напомню, стать присяжными могут дееспособные люди старше 25 лет, не имеющие судимости (и есть некоторые ограничения по профессиям). Присяжному заседателю выплачивается вознаграждение в размере половины оклада судьи из учета отработанных дней, однако не меньше среднего заработка по месту основной работы присяжного. Учитывая, что институт присяжных спущен на уровень райсуда, число заседателей «от народа» значительно возрастет. По всей России уже сотни тысяч граждан получили письма с предложением стать кандидатами в присяжные. Заполнив анкету и вернув ее в суд, человек тем самым дает согласие на участие в судопроизводстве.

Кстати, в соответствии с новым законом коллегии присяжных в краевых и областных судах уменьшатся с 12 до 8 человек, а в райсудах будет лишь 6 заседателей. Хорошо это или плохо? Снижение их числа объясняется желанием экономить бюджетные деньги. Однако, на мой взгляд, имеется еще один существенный плюс. На практике формирование коллегии присяжных может растянуться на долгие месяцы: то один не пришел, то другой взял самоотвод, испугавшись угроз… А подследственный в это время сидит за решеткой, потому что суд не меняет ему меру пресечения из-за того, что коллегия присяжных не смогла приступить к работе. Понятно, что 6 человек коллегии соберутся оперативнее, чем 12.

К сожалению, новации нового закона не коснулись самого главного – процесса доказывания. Как и ранее, присяжных заседателей будут удалять в совещательную комнату всякий раз при обсуждении вопросов процессуального характера, в т. ч. ходатайств об исключении или приобщении доказательств. Думаю, необходима большая открытость процесса для присяжных.