Известный афоризм президента Владимира Путина «Хватит кошмарить бизнес» воспринят Правительством РФ как руководство к действию, однако стартовавшая несколько лет назад реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) лишь сегодня обретает зримые черты.

Лед тронулся: Госдума России приняла в первом чтении законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре, основные положения которого обещают бизнесу, что «кошмарить» его (т. е. запугивать и притеснять) власти больше не намерены и делают ставку на доверительное партнерство. О сути этой реформы комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.

-Паспорт программы «Реформа КНД» был утвержден в декабре 2016 года на заседании совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, – говорит Роман Савичев. – Это рамочный документ, где определены цели, которые необходимо достичь к концу 2025 года, когда завершится реализация программы. К этой дате должна вдвое снизиться административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по самым массовым видам бизнеса и по всем видам надзора и контроля. При этом, как настаивают предприниматели, нужно внедрять принцип onе in – two out, смысл которого в том, что новое обязательное требование можно вводить лишь после отмены двух устаревших. А то ведь у нас «новорожденные» нормативные акты порой существуют параллельно с аналогичными старыми, еще советского образца, которые никто и не думает отменять. В результате реализации названной программы уже в нынешнем году число плановых проверок должно сократиться на 30%.

Вот такой хороший документ. Однако поставленные цели нуждаются в определении механизма и средств для их реализации, принятии новых нормативных актов и внесении поправок в ряд законов, в том числе в Налоговый кодекс и КоАП. Понятно, что в решении такого рода задач без учета мнения и предложений предпринимательского сообщества не обойтись. В этой связи интересна информация, прозвучавшая в рамках Недели российского бизнеса, которая прошла в начале февраля 2018 года под эгидой РСПП. Оказывается, госконтроль входит в четверку больных проблем бизнеса наряду с недостатком квалифицированных кадров, избыточными налогами, а также высокими тарифами и ценами.

По данным главы РСПП Александра Шохина, 40% опрошенных бизнес-объединений заявили о сильном давлении со стороны надзорных органов. И все же за два последних года число плановых проверок сократилось с 1 миллиона с лишним до 450 тысяч. В 2018 году их число, по мнению экспертов, должно сократиться в два с половиной раза по сравнению с 2015 годом. Казалось бы, хорошие цифры, однако нужно учитывать, что помимо плановых проверок есть внеплановые, и вот здесь картина не столь благостная.

По информации министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, число внеплановых проверок в 2017 году было стабильным и по-прежнему превышало миллион. Но такие проверки особенно беспокоят бизнес, поскольку могут быть инициированы конкурентами в любой момент – достаточно, как говорится, накатать жалобу в надзорную инстанцию, которая обязана отреагировать на сигнал.

Однако вернемся к законопроекту о государственном и муниципальном контроле и надзоре, о котором шла речь в начале статьи. Он устанавливает закрытый перечень контрольно-надзорной деятельности и вводит систему управления рисками. Предполагается в рамках рискоориентированного подхода разделить поднадзорные предприятия и организации на шесть категорий в зависимости от степени потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан. Понятно, что, например, продавать цветы гораздо безопаснее, нежели кормить людей в столовой или лечить их. Возможно, предприятия с низким риском вообще будут освобождены от плановых проверок. Бизнесу пойдут навстречу, узаконив практику использования контрольных вопросов, которыми инспектор обязан будет руководствоваться в ходе проверки. Открытым перечнем этих вопросов, т. е. своеобразным проверочным листом, предприниматель сможет воспользоваться для самообследования.

В законопроекте появились новые критерии оценки эффективности КНД, которые должны похоронить так называемую «палочную систему», взрастившую не одно поколение чиновников-бюрократов (и правоохранителей тоже), ориентированных прежде всего на количество проверок. Теперь же результат работы контролеров и надзорников будет оцениваться с точки зрения динамики снижения экономического ущерба, смертности, травматизма и т. д.

Планируется внесение поправок в КоАП, на которых давно настаивают предприниматели: в ряде случаев вместо штрафов можно будет получить предупреждение. И кроме того величина штрафа будет учитывать размер предприятия и степень его вины. Это очень важный момент, поскольку сегодня штраф нередко означает смертельный приговор для бизнеса.

Наконец-таки будет определен потолок для внеплановых проверок – предполагается, что их доля не превысит 30% от числа плановых. С подачи Минэкономики на законодательном уровне предполагается установить пять базовых режимов разрешительной деятельности (сегодня таковых более 500). Одним из главных результатов реформы должна стать переориентированность работы контрольно-надзорных органов на предупреждение и профилактику нарушений.