07:50, 22 декабря 2017 года

Реальна ли химическая кастрация педофилов?

Это хроника одного дня. Возможно, неполная. Сообщения о педофилах и их жертвах появляются в лентах новостей с пугающей периодичностью. Не так давно на все Ставрополье прогремел случай в Александровском, где мужчина заманил к себе домой и изнасиловал 10-летнюю девочку. Говорил, что поможет с уроками, и ребенок поверил. А буквально 11 декабря выяснилось, что житель Ставрополья этим летом дважды насиловал 10-летнюю дочь знакомых.

Статистика преступлений сексуального характера в отношении детей не перестает будоражить общественность. В частности, уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко предлагает перейти к более радикальным мерам: безоговорочно кастрировать осужденных за педофилию.

- Даже долгие годы тюремного заключения не в состоянии перевоспитать насильника, - говорит она. - Освободившись из мест лишения свободы, он, с большой вероятностью, продолжит ломать судьбы и психику детей.

А член комитета Госдумы по делам федерации и региональной политики Антон Беляков обращает внимание на то, что после отсидки преступники стараются обходными путями прийти работать с детьми, устроиться в учебные учреждения, что влечет огромные риски.

И все же к единому мнению по поводу наказания педофилов правозащитники так и не пришли. Попробуем разобраться, оправдан ли ажиотаж вокруг одной из предлагаемых мер наказания - медикаментозной кастрации мужчин.

Много шума из ничего

Да, именно мужчин. И не потому, что другому полу не приходят подобные идеи в голову, все просто - процент женских преступлений в этой сфере несоизмеримо мал. На сегодняшний день в России химическая кастрация не применяется к педофилам как альтернативное либо дополнительное наказание. Предполагается, что отбывший положенный срок насильник одумается и самовольно направится к врачу за инъекцией, дескать, не хочу сидеть на пороховой бочке. Действие такой инъекции направлено на подавление сексуального влечения за счет блокирования тестостерона - мужского полового гормона. Нашлись ли такие добровольцы в крае и способна ли эта процедура обезвредить потенциально опасного преступника и остановить насилие над детьми? На эти вопросы мы попросили ответить судебно-психиатрического эксперта, сексолога Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы № 1 Ирину Козлову.

- Ирина Львовна, чем же на самом деле является педофилия. Это болезнь, психическое отклонение?

- Феномен педофилии изучается не одно столетие, и даже в настоящее время среди ученых мнения по некоторым вопросам расходятся. Эксперты согласны в одном: педофилия – это сексуальное влечение к малолетним детям, у которых еще отсутствуют вторичные половые признаки. Со вступлением в силу закона, усиливающего ответственность за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, для установления диагноза педофилии старший партнер должен достичь 18-летнего возраста. Разница с объектом посягательств должна быть не менее пяти лет. Следует различать истинную и заместительную педофилию

- Это как?

- Истинная педофилия как сексуальная аномалия встречается редко и в основном у психически здоровых мужчин, которые ведут себя с ребенком достаточно аккуратно, избегая насилия. При заместительной форме происходит обращение к детям в качестве замены привычного сексуального партнера ввиду половых проблем, связанных с соматическими и психическими нарушениями. В этом случае лечение происходит согласно диагнозу определенного заболевания. Например, у мужчины по какой-то причине развилась импотенция, возник страх перед нормальным половым актом с женщиной своего возраста. Здесь необходимо лечение эректильной дисфункции. Кстати, с этими проблемами мужчины все-таки идут на прием к сексопатологу, умалчивая об использовании в качестве сексуального партнера ребенка.

- Если педофилия – это аномалия, то как с ней справляться?

- Если экспертной комиссией обвиняемый признается психически здоровым, а сексолог выставляет диагноз «педофилия», то преступник будет проходить амбулаторное лечение в местах лишения свободы. Если такого рода поведение возникло в рамках психического расстройства и экспертная комиссия приходит к заключению, что человек во время преступления не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, а суд признает обвиняемого невменяемым, в этом случае назначается принудительное лечение основного психического заболевания.

- В теме химической кастрации как мере профилактики педофилии тоже не все однозначно. Как, по-вашему, можно ли таким способом решить проблему?

- На практике я ни разу не сталкивалась с раскаявшимся педофилом, желающим пройти андрогенную терапию. Сама добровольность весьма условна. Если говорить о принудительности этой меры, то стоит рассматривать конкретные случаи. К примеру, педофил совершает половые акты с ребенком садистического характера, которые заканчиваются убийством и приобретают серийность. Чаще подобное поведение, уже имеющее форму психического расстройства, встречается у лиц с умственной отсталостью, органическими расстройствами, психопатиями, эпилепсией, шизофренией, алкоголизмом и наркоманией. Робкие и несостоятельные мужчины, не способные утвердиться в обществе и завести здоровые отношения с женщиной, также способны на извращенный садизм и убийство. И как раз этому контингенту необходимо помимо лечения основного заболевания применение принудительной химической кастрации. Однако стоит понимать, что препараты для андрогенной терапии достаточно дорогие и одним уколом здесь не обойтись, она может длиться пожизненно. Общество хочет получить стопроцентный результат, но при детальном рассмотрении механизма воздействия видно, что он полон недостатков.

- Представим ситуацию: педофил прибегнул к процедуре, внушает доверие, но решает обратиться в другую клинику с жалобой на гормональные нарушения и вновь возвращается к нормальной жизни. Это реально?

- Вполне. Такая лазейка существует. Сейчас столько частных медицинских учреждений, в которые можно обратиться анонимно и получить необходимое «обратное лечение».

- Согласно статистике, в некоторых западных странах принудительная химическая кастрация исправила ситуацию с педофилами-рецидивистами. Медикаментозное вмешательство совмещается с психологическими сеансами, воздействие ведется по всем направлениям. При наличии материальной базы и подготовленных специалистов такой подход будет иметь результаты?

- Это классика лечения любого расстройства. Если работа с врачом начнется в местах лишения свободы, после освобождения преступник встанет на специфический учет, будет посещать психологические тренинги и не перестанет стремиться к избавлению от влечения, тогда возможно. Но еще раз оговорюсь, собственное желание базово, но может ли оно возникнуть по принуждению? Не возьмусь прогнозировать, но все же дело не в половых органах, а в мозговых структурах. Неизвестно, к чему может прибегнуть изголодавшийся извращенец. Последствия могут быть куда печальнее.

Наша статистика

Светлана Адаменко обращает внимание на увеличение из года в год количества преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. По итогам 2016 года по данной категории преступлений возбуждено 184 уголовных дела, в т. ч. 14 за изнасилование. А за шесть месяцев 2017 года, по данным следственного управления Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, возбуждено 77 таких уголовных дел, в т. ч. 9 об изнасилованиях. По оценкам ведомства, наметилось снижение числа таких преступлений.

Ирина Козлова считает статистику неоднозначной. По ее мнению, она преувеличена с одной стороны, и приуменьшена - с другой.

- Пьяный мужчина помочился возле детской площадки. В это время мимо пробегали детишки. И вот – все они считаются потерпевшими. Случай курьезный, но встречающийся не так уж и редко. А сексуальное насилие или жестокое обращение с ребенком в рамках семьи, длящееся не один год, в большинстве случаев замалчивается.

К закону об ужесточении наказания для педофилов относится не только химическая кастрация. Увеличились сроки за сексуальные преступления в отношении детей - до 20 лет, а педофилам-рецидивистам может грозить пожизненное тюремное заключение. Для досрочного выхода на свободу или изменения условий заключения преступнику предлагается отбыть не менее 80 процентов срока (ранее этот показатель составлял 75 процентов). Помимо этого предусмотрено более жесткое наказание за распространение порнографии среди несовершеннолетних и привлечение детей к созданию подобного рода материалов.

Безучастными не остались и наши региональные власти. Работает Закон Ставропольского края № 94-кз «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства». Пострадавшие и их семьи вправе рассчитывать на дополнительные гарантии защиты. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обязана предоставить бесплатную юридическую и психологическую помощь по месту жительства или месту территориальной подсудности уголовного дела.

Предлагается создание открытого реестра педофилов, который может помочь в борьбе с рецидивистами. Возможно, стоит обобщить опыт зарубежных стран и обратить внимание не только на химическую кастрацию, но и, к примеру, на ношение осужденными электронных браслетов. Ясно одно: разговоры о негуманности смертной казни, принудительной химической кастрации педофилов и отказе им в УДО прекращаются, стоит человеку потерять своего ребенка.

«Как отрезало»
Газета «Ставропольская правда»
22 декабря 2017 года