То ли черная полоса в жизни началась, то ли в секторе ритейла новогодние акции, но меня за последнюю неделю обманули шесть раз. На разные суммы в трех супермаркетах.

Не знаю, кто как, но я почему-то раньше редко перепроверяла чеки в магазинах, при том что на рынке всегда жду подвоха со стороны бойкого продавца и пересчитываю в уме все, что должна за товар, быстрее, чем он на калькуляторе.

В супермаркете же расслабленно гуляю, складываю в тележку товары по выгодным ценам под приятную музыку, чеки беру не всегда – какой смысл кассиру обсчитывать, у него все через кассу, оттуда просто так деньги не вытащишь… Наивная.

Нет, понятно, конечно, что могут просрочку продать или некачественный товар, но об этом все информированы давно. Просто напомню: внимательно читайте состав продукта, берите тот, что зарыт поглубже и подальше от вас (товар с истекающим сроком годности продавцы всегда размещают в первых рядах), проверяйте исправность и комплектацию промышленных изделий. Не стоит также отовариваться в отделах кулинарии – на салатики и котлетки там зачастую идут товары, которые в полночь превращаются… нет, не в тыкву, к сожалению, а в просрочку. Ценники продуктов с истекающим сроком годности нечестные продавцы затирают так, будто ценник просто плохо пропечатан. Либо просто лепят сверху новый ценник с новым сроком годности. Но это задачки для начальной школы.

Чайник для чайников

Люблю я, знаете ли, свежезаваренный листовой чай, а труху в пакетиках, особенно ароматизированную, не воспринимаю. Новомодные френч-прессы, которых сейчас великое множество на любой вкус и кошелек, для заваривания чая тоже не жалую. А обычные заварочные керамические чайники, оказывается, сейчас если не в дефиците, то в скудном меньшинстве. Видимо, из моды вышли. Найти подходящий по размеру и под интерьер кухни либо под имеющуюся посуду довольно сложно. Мой старенький милый «пузатик» разбился, и я подбирала ему замену. И в интернет-магазинах смотрела, и по окрестным торговым точкам пробежалась, и по чайным лавкам прошлась. Я это к тому, что соотношение цены и качества на эту категорию товара изучила полностью, не хуже менеджера по закупкам.

И когда почти потеряла надежду купить то, что хочу, в одном из больших сетевых супермаркетов, широко представленных по всей стране, увидела замечательное предложение: качественный абсолютно белый, без рисунка, керамический чайничек на 800 миллилитров всего за 399 рублей. Просто мечта! Я в свободное от дел время художник и поэт, потому распишу его так, что конфетка получится! Ну и по пути на кассу еще кое-чего в корзинку накидала.

– С вас одна тысяча восемьсот девять рублей, – объявляет мне кассир.

Это чего ж я «кое-чего» набрать-то могла? Прикидываю в уме и понимаю, что около 500 рублей у меня не сходится. А очередь напирает. Прошу озвучить мне цену на каждый товар. И тут оказывается, что мой чайничек стоит 950 рублей. Начинаю доказывать, что на ценнике совершенно другая цена, меня уверяют, что быть этого не может, таких цен нет.

– Ну давайте я сотруднику отдела позвоню, он подойдет туда, сходите разберитесь, – раздражается кассирша.

Звонит, сообщает код товара и суть проблемы и отправляет с чайником обратно в отдел. Под полкой с чайниками обнаруживаю сотрудницу отдела и отсутствие какого-либо намека на цены. Ценников нет. И не было, уверяет она меня. Эти чайники только что привезли, цену еще написать не успели. При этом старый ценник, на котором черным по белому значилось «Чайник керамический, белый, 800 мл, 399 рублей» корова языком слизала. Я не люблю скандалов, потому просто поставила чайник обратно и ушла. Хотя понимаю, что чем чаще покупатели будут настаивать на соблюдении своих прав, тем невыгоднее будет продавцам нас обманывать.

Расчет, видимо, такой, что в предновогоднем ожидании чуда, добра и волшебства под перезвон колокольчиков из динамиков в сутолоке и крупных закупках покупатели не заметят на кассе, что изрядно переплачивают, а если дома и прочтут чек, то спишут на свою невнимательность и возвращаться в магазин не будут. Ну, если уж какой один досужий вернется, тоже не беда – отдадут деньги. Зато бесперспективный, с точки зрения честной торговли, товар разошелся, как горячие пирожки. Цена-то была указана бросовая.

Ой, не зря, сдается мне, во многих супермаркетах висит объявление «Фото- и видеосъемка запрещена». Какие такие секреты фирмы тут запечатлеть можно? Инновационная раскладка товара? Мудрая организация пространства? Что?

А просто, если у вас есть только что сделанная фотография товара, снабженного ценником с привлекательной ценой, вам будут обязаны продать этот товар именно по этой цене, даже если прайс успеют снять, пока вы от кассы к прилавку добежите. И никакие утверждения, что «идет переоценка», «не успели», «забыли», находчивым продавцам в этом случае не помогут. Потому что нарушен Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года, где в пункте 1 статьи 10 написано, что «продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор». А в параграфе 2 статьи 10 уточняется: «Среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара». Кроме того магазин нарушает Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Согласно пункту 19 этого документа, «каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником, на котором должны быть разборчиво указаны наименование продукции, сорт, цена за вес или единицу». А посему ни забывчивость, ни нерасторопность не могут стать основанием для покупки вами товара по вдруг возникшей на кассе цене.

В другом большом магазине этой же сети я совершенно случайно обнаружила, что весы для самостоятельного взвешивания покупателями фруктов и овощей «обвешивают» нас на 30 граммов с килограмма. Просто положила на весы килограммовый пакет сахара, чтобы достать из-под него мандарины для взвешивания. Вес сахара оказался на эти самые 30 граммов выше заявленного на упаковке. Мелочь вроде бы, но сколько граммов за день с этих весов накапает? И опять же, вряд ли покупатели заметят, что сами себя обвешивают, а если и заметит кто, из-за такого незначительного обвеса Роспотребнадзор вызывать не станет, максимум попросит сотрудников магазина отрегулировать весы.

Следовательно, совет: покупая товар на развес, проверяйте весы, положив на них килограммовый товар. Только помните, что товары, измеряющиеся литрами, если это не вода, не подходят: литр жидкости разной плотности будет иметь разный вес.

Испарившиеся бонусы

В супермаркете еще одной известной на всю страну торговой сети среди других покупок я взяла 800-граммовую упаковку замороженного минтая по «суперцене» в 160 рублей. Цена, кстати, совсем не супер на самом деле. Через дорогу в рыбном ларьке минтай стоил за килограмм 140 рублей, но не хотелось туда тащиться с покупками, да и карточкой там расплатиться нельзя, нужно еще в банкомат идти, а времени в обрез. Причем на кассе сразу попросила уточнить продавца цены на несколько товаров, потому что данные на ценниках, скажем так, не вполне совпадали ни по весу товара, ни по его названию. А касса в этой сети устроена так, что, пока кассир «запикивает» товары, покупатель ни с какой позиции не может контролировать, какие именно цены складываются в сумму.

Кассир объявляет итоговую цену. И как-то дороговато выходит. Думаю, может, сама неправильно посчитала? Отдаю деньги, дожидаюсь чека. И вижу, что упаковка минтая, полегчавшая до 600 граммов, «потянула» на все 270 рублей. А ведь золотую рыбку не заказывала!.. Возвращаюсь и прошу забрать деликатес обратно и вернуть за него деньги. Вернули. Правда, с очень недовольными лицами, выговорили мне за мою невнимательность да еще и безответственность, пока искали администратора и ключи от кассы… Наш покупатель должен иметь крепкие нервы, если не хочет быть обманутым.

Процедура возврата денег в подобных случаях, если вы платите картой, имеет одну особенность – деньги вернутся на карточку не сразу, а в течение трех суток, поэтому обязательно возьмите у продавцов чек с отметкой о возврате товара. На всякий случай. К счастью, мои деньги вернулись в тот же день к вечеру.

В этом же магазине несколькими днями ранее кассир украла бонусы с моей карты покупателя. Не сумма, 40 рублей всего, но неприятно. Рассказываю схему. Делая покупки в сети, вы накапливаете бонусы, которые потом можно списать в счет покупки. Перед тем как считать итоговую сумму, у вас спрашивают, списывать бонусы или нет. Вы соглашаетесь, потом отвлекаетесь, платите, выходите из магазина и вспоминаете, что хотели часть оплатить бонусами, а вам их не зачли. Достаете дома чек, если вообще его взяли, и видите, что бонусные деньги сняты, но цена покупки осталась той же, что и до этой процедуры. Кстати, в этом случае я очень долго ждала, пока мне наконец выдадут чек.

Ну и пример совсем «крошечных» обманов в этой же сети: берете товар по акции, а вам «пробивают» по обычной цене или, например, берете ряженку, а в чеке она «превращается» в более дорогой йогурт того же производителя. Обычно сумма нестыковки на таких мелочах до 10 рублей, но всегда почему-то в пользу магазина.

Но с самым наглым разводом покупателя на деньги я столкнулась в небольшой местной сети. Уже наученная опытом, дождалась чек, который в этих магазинах зачем-то состоит из четырех отдельных бумажек. Промышленные товары идут одной простыней, продукты другой, и еще чеки собственно магазина. В чеках зачем-то за каждый товар сначала указывается цена, под ней указывается НДС (он составляет 18%). В итоге за промышленные товары я заплатила по тем ценам, что были указаны и в торговом зале, а к ценам всех продуктов мне добавили 18% НДС. Вот когда чеков ворох выдают, их, как правило, никто не берет.

И опять же – вот уж точно тридцать три несчастья – на мне закончилась лента, которую долго искали, вставляли, чеки долго не печатались. А ведь удобного места, где можно пристроить свои покупки и спокойно проверить чеки на соответствие ценникам, тоже, как правило, нет. Наверное, это тоже делается неслучайно.

Сумки на плечах, пакеты на запястьях, но проверяю. Первым мне попался продуктовый чек (заплатила больше на 18 процентов, чем рассчитывала, ориентируясь по ценнику), чек за промышленные товары уже смотреть не стала. Вернулась к кассиру с вопросами, но она очень возмутилась моим незнанием того, что НДС прибавляют к цене товара, и сказала, что в чеке все правильно и сумма вышла верная. Усталость, тяжелые сумки, недовольная очередь и очень уверенно доказывающий свою правоту продавец. Когда дома я чеки внимательно посмотрела и пересчитала, оказалась, что обманули меня примерно на 100 рублей.

Так что, граждане, проверяйте не только деньги, но и чеки, не отходя от кассы. Особенно, если кассир долго возится. Или за вами просит очередь не занимать. А еще лучше заранее не поленитесь на калькуляторе посчитать общую стоимость ваших покупок, а потом уж идите к кассе. Если итоговая сумма неприятно удивит, задавайте вопросы сразу, до того как отдадите деньги. Если уже заплатили, помните, что предоставление недостоверной информации о цене товара – прямой обман потребителей. Если продавец отказывается исполнять закон, требуйте жалобную книгу, в которой подробно изложите ситуацию, и обращайтесь в Роспотребнадзор.

При этом надо позаботиться о наличии доказательств: свидетельскими показаниями, подписанными собственноручно свидетелями, фотографиями ценника и чеком. Администрация магазина заплатит за свой обман штраф от 10 до 20 тысяч рублей, штраф в 1 – 2 тысячи рублей ожидает и продавца. А если Роспотребнадзор выяснит, что ценник товара при этом не соответствовал цене в накладной, на самом ценнике нет росписи ответственного лица и печати, отсутствует точная информация о товаре, штрафы окажутся на порядок выше.

Ничего личного. Просто бизнес

Готовя статью, я обзвонила знакомых, чтобы узнать, обманывали ли кого-то из них в магазинах. Оказалось, каждого первого. Популярным видом обмана оказался такой – «обсчитаться» на единицу товара в свою пользу: таким образом двенадцать пакетиков корма для животных превращаются в тринадцать. Или так: человек берет товар по акции и идет дальше, набирая продуктов на неделю вперед, а уже у кассы и не помнит, какую скидку на какой товар ему обещали. Кассир тоже «забывает». Если вдруг покупатель обнаруживает обман, продавцы, как правило, ссылаются на неисправность кассового аппарата, извиняются и возмещают разницу.

Бывает, что пробивают товар, который вы не брали. Например, если берете много видов конфет на развес, могут добавить еще одну позицию, как правило, дорогую.

А еще опрос покупателей показал, что чаще всего на кассе обманывают в пятницу и субботу вечером, когда очереди – мало кто ждет выдачи чека. В группу риска входят покупатели, которые торопятся, люди в дорогой одежде и аксессуарах, ведущие беседы по телефону, влюбленные парочки, мамы с маленькими детьми, особенно если ребенок капризничает, уставшие после работы и те, что навеселе. А вот пенсионерок и дотошных покупателей продавцы побаиваются и, как правило, не обманывают.

Поэтому просто будьте бдительны и приятных вам новогодних покупок!

Наталья ТАРНОВСКАЯ