Сегодня в рубрике, посвященной юбилею газеты, воспоминаниями и размышлениями о непростой журналистской стезе делится Ольга Петровна Неретина, отдавшая любимой профессии сорок восемь лет. Она продолжительное время трудилась собственным корреспондентом «Ставропольской правды» по ряду районов края, позднее руководила собкоровской сетью газеты, передавая новым поколениям журналистов свой богатый опыт. Сегодня Ольга Петровна на заслуженном отдыхе, но связи с редакцией не теряет, а в коллективе по-прежнему пользуется огромным уважением и всеобщей любовью.

Было это в 1961 году. В редакции казахстанской областной газеты «Кокчетавская правда», где я тогда работала, мне поручили разобраться с жалобой, поступившей из отдаленного целинного совхоза «Ленинградский». Трое трактористов писали, что в их поселке нет клуба и молодежь по вечерам скучает.

Надо сказать, что проблемы освоения целины в то время были в Советском Союзе темой номер один в любом печатном издании, а в нашей области, находившейся на переднем крае распашки вековечных степей, тем более. Поэтому, отправляя меня на задание, ответсекретарь – мой непосредственный начальник – посоветовал: «Ты как доберешься, сразу зайди в партком, доложись – власти должны знать, что к ним прибыл корреспондент областной газеты. А потом найди этих парней, авторов письма, и расспроси их, как там вообще живут люди, – тему надо брать шире...».

Я тогда делала первые шаги в профессии и потому не могла не последовать совету старшего товарища. В парткоме меня встретил суровый усталый мужчина и первым делом попросил показать редакционное удостоверение, а развернув его, удивленно воскликнул: «Так это вы О. Ященко? А я, читая ваши заметки в газете, думал, что это пишет мужик...».

Его слова меня озадачили, но потом я подумала, что «виновата» моя украинская фамилия, скрывающая пол автора, и забыла об этой истории.

Прошло несколько лет. Я вышла замуж и переехала на Ставрополье. Теперь мои материалы на газетных страницах появлялись за подписью «О. Неретина». Будучи корреспондентом уже «Ставропольской правды», я приехала по редакционному заданию в один из степных совхозов Ипатовского района. По давней привычке направилась с автостанции прямо в партком. Секретарь комитета, заглянув в мое удостоверение, с изумлением произнес, делая ударение на слоге «ти»: «Так это вы О. Неретина? А я всегда считал, что О. Неретина – это мужчина...».

«Ну что за ерунда, – в свою очередь, удивилась я, – не Неретина, а Неретина – видно же, фамилия женщины...». «Но ведь был в вашей редакции мужик И. Хворостина?» – парировал мой собеседник...

Действительно, несколько лет назад в «Ставропольской правде» работал заведующим промышленным отделом редакции, отличный газетчик Иван Хворостина. Потом его пригласили на работу в один из столичных журналов, и он уехал в Москву.

Нынче всякая путаница подобного рода исключена, поскольку теперь под статьями и корреспонденциями полностью указывается не только фамилия автора, но и имя.

Сейчас, перебирая в памяти прожитые годы, я думаю, что во многом этот курьез, дважды случившийся с моей авторской подписью, скорее всего, произошел оттого, что женщины в журналистике, особенно региональной, во времена, когда я начинала работать в газете, были большой редкостью, и любую заметную статью читатели априори считали мужской.

Первые яркие представительницы женского племени среди журналистов сначала появились в центральных изданиях. В те годы уже широко в стране было известно имя Татьяны Тэсс – спецкора «Известий». С ее очередного психологического очерка всегда начинали читать свежий номер все почитатели этой газеты. В «Литературной газете» не меньшей популярностью пользовались острые журналистские расследования Ольги Чайковской.

А в нашем крае, как и в соседних регионах, среди пишущей братии долго доминировали мужчины. В «Ставрополке» все редакционные отделы, которые считались основными, – партийной жизни, пропаганды, советской работы и быта, сельского хозяйства, промышленности и транспорта – были укомплектованы исключительно сильным полом.

Это, как правило, были солидные, умудренные жизненным и профессиональным опытом, умелые труженики пера. Некоторые из них прошли фронтовыми дорогами всю войну, имели ранения и воинские награды. У других за плечами были годы работы в районных и городских газетах, на радио. А кое-кто уже успешно трудился и на писательском поприще, выпустив не одну книгу.

«Ставропольская правда» была главной газетой в крае, ее разовый тираж превышал 170 тысяч экземпляров, и выходила она сначала шесть, а потом пять раз в неделю.

Имена многих журналистов, работавших в «Ставрополке», были, что называется, на слуху. Даже с позиций сегодняшних критериев заслуживали высокой оценки публицистические и аналитические статьи о злободневных проблемах хозяйственной, культурной и политической жизни в крае, с которыми выступали в те годы Александр Коротин, Юрий Рудометкин, Борис Кучмаев, Дмитрий Савченко, Иван Зубенко и другие мастера газетного дела. Неизменно вызывали острый читательский интерес и регулярно появлявшиеся в газете фельетоны Александра Маяцкого, Игоря Косача, Анатолия Куликова, а также сенсационные журналистские находки Юрия Христинина, лирические эссе Владимира Кудинова, спортивные репортажи Валерия Попова.

На этом мощном фоне не потерялись и женские фигуры. Поначалу их в аппарате редакции было всего две – Ирина Пирогова и Тамара Войнова. Первая заведовала отделом культуры в газете и постоянно публиковала рецензии на спектакли краевого драмтеатра, которые нередко получали широкий отклик не только в артистической среде. Недаром впоследствии И. Пирогова была принята на работу в московский журнал «Театральная жизнь» и даже однажды стала в столице лауреатом престижного журналистского конкурса.

Тамара Войнова тоже оставила добрый след в истории «Ставропольской правды»: ее эмоциональные рассказы о судьбах участников Великой Отечественной войны, о поисках неизвестных героев сражений с фашистами всегда пользовались большим успехом у читателей и имели общественный резонанс.

Журналистские дороги привели и Т. Войнову в Москву. Но там ее судьба трагически оборвалась: в 2002 году она погибла в числе заложников, захваченных чеченскими террористами в театральном центре на Дубровке.

Собкоровский корпус «Ставропольской правды» на момент моего зачисления в его состав в феврале 1970 года насчитывал 11 человек и был монолитно мужским. Я стала в нем первой и на несколько лет единственной женщиной. Мне пришлось преодолеть немало трудностей, но отставать от мужчин не хотелось.

Сложность должности собственного корреспондента газеты прежде всего заключается в том, что ему приходится писать на любые темы, в отличие от работников «этажа», которые трудятся в тематических отделах и специализируются каждый в своей сфере: в промышленности или в сельском хозяйстве, в проблемах культуры или спорта и т. д.

А собкор должен знать все и быть готовым оперативно выполнить редакционное задание на любую тему и в любом жанре. Кроме того он обязан, как говорится, постоянно держать руку на пульсе жизни района или города, в котором аккредитован, и не оставлять без внимания ни одного более или менее значимого события, произошедшего на его территории, немедленно снабдить свою редакцию готовым материалом, большим или малым.

Второй трудностью в работе собкора в те годы было жесткое месячное планирование, которое определялось и утверждалось редакторатом. В мою бытность на посту собкора каждый из нас был обязан представить в редакцию шесть проблемных статей и два оперативных материала в месяц. Из шести статей четыре должны быть авторскими и две – собственными. Кроме того надо было прислать не меньше 10 информаций.

Нынешние газетчики не знают, что значит готовить авторские материалы. Они пишут свои статьи о том, что их лично волнует и к чему обязывает избранная ими тематика. А в советские времена все обстояло по-другому. «Ставропольская правда» была органом краевого комитета КПСС и краевого Совета народных депутатов. А партия и советская власть считали, что газета должна быть трибуной трудящихся, и в каждом номере следует печатать выступления рядового рабочего или крестьянина, врача или учителя, инженера или агронома.

Разумеется, простые люди, как правило, не горели желанием по любому поводу обращаться в газету, и обилия любителей писать о недостатках на производстве с критикой начальства не наблюдалось, как нет этого и сейчас. Одни не умеют высказывать на бумаге свои мысли, другие стесняются или боятся. Обязанность собкора заключалась в том, чтобы, во-первых, найти подходящего человека, согласного выступить в прессе, во-вторых, помочь ему написать статью. И таких солидных авторских материалов, повторяю, в месяц надо было представить в редакцию четыре.

И собственные собкоровские статьи и репортажи тоже планировались заранее и согласовывались с редакторатом. Больше всего приходилось работать на сельхозотдел. Все основные кампании – сев, уборка хлебов, заготовка кормов, зимовка скота – подробно освещались в краевой газете.

Помню, одно время в «Ставропольской правде» очень популярной была рубрика «Два хозяйства рядом». Она появлялась практически в каждом номере. Собкор получал задание побывать сначала в одном колхозе или совхозе, посмотреть, как в нем, к примеру, идет сенокос или жатва, как работает техника, какие недостатки в организации питания и быта людей, занятых в поле. Потом посетить соседнее хозяйство с аналогичной целью и после этого срочно написать и передать в редакцию по телефону (электронной почты тогда, разумеется, не существовало) корреспонденцию со сравнительным и критическим анализом положения дел в этих двух предприятиях.

Надо ли говорить, что это была ответственная и трудная задача, а требуемая оперативность ее еще усугубляла. Собкор должен был сам найти транспорт, чтобы посетить эти два села и их поля, все осмотреть, поговорить с людьми, разобраться в технологии работ, увидеть их «узкие» места и недоделки, потом вынести свой «приговор», непременно обоснованный, а через два дня материал обязан был стоять в номере. Вот и приходилось собкору, как в известной песне о журналистах, «трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете...».

Мне, которая имела за душой только филфак университета и пять лет работы в секретариате областной газеты, пришлось на ходу постигать азы агрономии и сельхозработ. Легче было с промышленной тематикой: до «Ставрополки» я еще четыре года работала в нефтекумской районной газете «Восход», в которой писала в основном о нефтяниках и строителях.

Партия руководила печатью, следуя своему главному постулату: «Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор». И мы регулярно выпускали в «Ставропольской правде» целевые полосы об опыте работы лучших заводов и фабрик, колхозов и совхозов. С этим быстрее справлялись собкоры-мужчины: им было легче контактировать с носителями необходимой информации – главными инженерами, директорами, председателями, в среде которых тоже преобладали мужчины...

Но время шло, жизнь менялась на глазах. Женщины начали занимать ключевые позиции во многих сферах производства, науки и культуры. И в журналистике становилось больше женских лиц. В нашей газете появилась Светлана Танхилевич, которая обладала ценнейшими репортерскими качествами: умела писать быстро, много и не боялась незнакомых тем. Собкоровский корпус тоже стал приобретать другой, более привлекательный женственный облик: в «Ставрополку» пришли Елена Саркисова, Виктория Триско, Елена Колонтаевская (ныне Брежицкая) и Анна Лупашко. И если материалы Е. Саркисовой и В. Триско отличались приверженностью фактам, то все, что выходило из-под пера Е. Колонтаевской, было насыщено эмоциональностью и яркими деталями. Анна Лупашко умела находить и описывать по-житейски интересные события.

Наблюдательный читатель не мог не заметить, что материалы этих журналисток обогащали страницы «Ставропольской правды» новыми красками, добавляли образности каждому номеру, перемежая суховатые, сдержанные мужские репортажи. А когда редакционные кабинеты заняли представительницы нового поколения талантливых, широко образованных пишущих женщин, газета, по моему глубокому убеждению, сделала еще один шаг вперед.

Сейчас все, кого интересуют проблемы культуры в целом и театральной жизни в частности, кто хочет оперативно отслеживать новости в творчестве местных писателей и художников, события в сфере духовного и религиозного мира, не может обойти своим вниманием обстоятельные, глубоко эрудированные и аргументированные статьи Натальи Быковой. А тот, кто хочет разобраться, чем живет сегодняшняя экономика края, каковы политические настроения людей, всегда найдет ответы на свои вопросы в публикациях Юлии Юткиной, Татьяны Слипченко и Людмилы Ковалевской. Любители криминального чтива давно знают, что все, что происходит на фронте борьбы с преступностью, они прочтут в компетентных материалах Валентины Лезвиной.

В свое время способствовали повышению авторитета главной газеты края и такие известные журналистки, ныне уже не работающие в ее коллективе, как Тамара Коркина, Елена Рыбалко, Лариса Прайсман, Тамара Куликова, Нина Чечулина.

Но апогеем плодотворного пришествия творческих женщин в журналистский коллектив «Ставропольской правды» стала победа Марины Корнеевой на альтернативных выборах главного редактора газеты в 1991 году. М. Корнеева стала первой и пока что единственной женщиной-редактором в истории «Ставрополки». Она руководила ею целых семь трудных лет – так называемых «лихих» девяностых. Марина Дмитриевна смогла с честью справиться со своей нелегкой задачей – провести коллектив сквозь рифы и тектонические сдвиги переломного времени, сохранить в редакции лучшие традиции и дух творчества, не растерять ценнейший человеческий капитал.

Как заботливая мать большого семейства, она старалась всеми способами, вплоть до «хлебных» надбавок к зарплатам, помочь журналистам выжить в условиях дикой инфляции тех лет.

Сейчас Ставрополье, как и вся страна, снова переживает нелегкие времена. Кризис заставляет ужимать расходы, сокращать численность работников. Коснулись эти трудности и редакции «Ставропольской правды». Газета перешла на трехразовый выход в неделю. Уменьшились и тираж, и штат сотрудников. Собкоровский корпус, к примеру, состоит сейчас из... трех человек. И снова в нем всего одна женщина – Надежда Бабенко. Одна, зато какая – со своим особым пером, т. е. с особенной, только ей свойственной манерой писать о людях и сельской жизни...

Но не прерывается связь времен. В коллективе «Ставрополки» подрастает грамотная, трудолюбивая и творчески одаренная женская молодежь: Наталья Тарновская, Лусине Варданян, Ирина Босенко. Им вместе с коллегами-мужчинами нести дальше знамя «Ставрополки» во второе столетие. Газете – жить!