1952 год. Кто Вы, поэт К...?

IX пленум Ставропольского крайкома ВКП(б) 1952 года, рассмотревший вопрос "О ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели...", оказался резко критичным. С докладом выступил секретарь крайкома И. Бойцов. На пленуме отмечались серьезные нарушения в ряде хозяйств, связанные с подбором руководящих кадров, "растаскиванием имущества, продуктов и других ценностей". Так, говорилось в докладе, "в Курском районе выявлено, что с колхозных ферм было взято 7 голов крупного рогатого скота, лошадей и овец – 83" и так далее, а возвращено после ревизии значительно меньше.

В качестве образцового хозяйства отмечался колхоз "Коммунистический маяк" Аполлонcкого района, где был получен доход З миллиона 205 тысяч рублей.

Пленум отметил, что нарушения Устава имеют место в хозяйствах, где партийные организации не оказывают "активного влияния на ход хозяйственного развития колхозов".

Вообще в 1952 году прослеживается усиление критической линии со стороны партийных органов, что, естественно, отражается и на страницах главной партийной газеты края. Критикуются медицинские работники за нечуткость к больным, учителя за недостаточное внимание к работам И. Сталина о языкознании, отдел культуры курортов – за слабую культмассовую работу с отдыхающими, краевой драматический театр – вновь за "отсутствие в репертуаре пьес, посвященных героям наших дней, творцам новой жизни, преобразующим родное Ставрополье". Довольно острой становится колонка "Письма в редакцию". Пишут о том, что в Спицевском районе 30 детей при попустительстве органов образования не посещают школу, что в Егорлыкском районе много лет не ремонтируется фельдшерский пункт в селе Филимоново: "Крыша протекает, окна еле держатся, потрескались стены..." Читатели жалуются на зажим критики со стороны начальства, на то, что сельский клуб на замке, и на многое другое. Лозунг об усилении "критики снизу" газета провозглашает в нескольких передовых статьях этого года.

Много внимания уделяется работникам культуры и творческой интеллигенции. Вот заголовки некоторых статей: "Актив одного клуба", "Растет народная интеллигенция", "Колхозы Ипатовского района неправильно используют культурные фонды"...

Об одной такой статье – "Альберт Сидоров и другие" – хочется сказать отдельно.

Центральные газеты, как известно, примерно в это время повели борьбу с теми, кого называли "стилягами". Боролись не столько с брюками "дудочкой" и пластинками "на костях", сколько с желанием молодых жить по-новому, выйти за четко очерченные рамки, проявить свойственные молодости эпатажность и желание отличаться от старших.

В Ставропольском крае стиляг, очевидно, не было, во всяком случае ничего об этом явлении газета не пишет. Зато ее автор анализирует письмо молодого поэта Альберта Сидорова, посланное в "Литературную газету", которая, очевидно, в свою очередь, отправила его в краевую писательскую организацию. Альберта Сидорова обвиняют в любви к Бальмонту, в том, что в своей исповеди он "на четных страницах воспевает свою душу, на нечетных – бранит и ругает себя", а также в стремлении к исповедям вообще. Но главное обвинение заключается в том, что молодой поэт не учится в вузе, не работает на заводе или в поле, а пишет стихи. В том же обвиняется и некий молодой поэт К., который, "напечатав на страницах газет несколько стихотворений, заявил, что переходит на профессиональное положение". Он якобы поселился у родителей-колхозников, которые ходят на цыпочках, время от времени выходит за околицу обозреть окрестности, пишет стихи и "ни за что не распознает грабли, если наступит на их зубцы"... Иван Васильевич Кашпуров, известный ставропольский поэт, которому я позвонила, подтвердил, что догадка моя верна: это его, крестьянского сына, с малолетства знающего, что такое тяжелый колхозный труд, так изобразила "Ставропольская правда". Что ж, с тех пор он множество раз публиковал стихи на ее страницах. Но вот право молодых людей на свободное творчество, на выбор занятий оспаривалось еще довольно долго.

Среди новинок в "Ставрополке" обозреваемого года – спортивная рубрика на четвертой полосе, очень оживившая газету, а также очерки с великих строек Союза – со Сталинградской гидроэлектростанции, Туркменского канала...