Депутаты Госдумы РФ приняли в третьем чтении законопроект, в соответствии с которым устанавливается приоритет ремонта машины над денежными выплатами по ОСАГО. И лишь в исключительных случаях водитель автомобиля, пострадавшего при ДТП, сможет рассчитывать на денежную компенсацию от страховой компании.

Комментарий по поводу этих «революционных» новаций мы получили от постоянного эксперта рубрики «Законный интерес» Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России согласно рейтингу «Право.ru-300».

-Реформа ОСАГО обсуждалась примерно год с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе Всероссийского союза страховщиков, – отмечает Роман Савичев. – И не секрет, что новый закон родился именно в результате жалоб страховщиков, утверждающих, что ОСАГО убыточно. Допускаю, что для отдельных компаний эта проблема действительно существует. Но давайте вспомним, на каком «фундаменте» эта проблема выросла, – на стремлении страховщиков всеми правдами и неправдами занизить денежное возмещение по ДТП, чем и воспользовались так называемые автоюристы, организовавшие целый бизнес по выколачиванию с помощью суда более солидных выплат для своих клиентов-водителей. И этот бизнес, надо признать, не всегда прозрачный. По данным вышеназванного союза, убытки страховщиков, связанные с деятельностью автоюристов, оцениваются в 30 миллиардов рублей. Не уверен, что обновленный закон об ОСАГО «похоронит» бизнес автоюристов. Время, как говорится, покажет. А пока же обратимся к сути новаций.

Итак, будет создан специальный реестр станций техобслуживания, сотрудничающих со страховыми компаниями. Водитель, пострадавший в ДТП, в качестве возмещения получит не деньги, как сейчас, а направление в одну из этих станций техобслуживания, где его автомобиль отремонтируют. Денежные выплаты будут производиться лишь в исключительных случаях. Например, если ущерб превысит лимит по ОСАГО, который сейчас составляет 400 тысяч рублей; если пострадавшие – инвалиды или получили средний или тяжкий вред здоровью. Деньги водитель получит и в том случае, если страховщик не может организовать ремонт в соответствии с требованиями закона. А закон требует, чтобы автосервис находился не далее 50 километров от дома пострадавшего водителя или места ДТП.

Вообще же, новации, на мой взгляд, в большей степени играют на руку водителям. Во-первых, при восстановительном ремонте должны будут использоваться только новые детали – независимо от возраста машины. При этом срок ремонта не должен превышать 30 дней, гарантия на кузовные и лакокрасочные работы составит год, на детали – полгода. Во-вторых, что очень существенно, страховая компания будет отвечать за качество ремонта и принимать претензии от потребителя, если он не удовлетворен этим качеством.

Нельзя не отметить и тот факт, что в законе достаточно подводных камней. Например, срок ремонта – 30 рабочих дней, вроде и немало. Однако известно, что те же запчасти, особенно на дорогие иномарки, иногда идут из-за границы в течение нескольких недель, а то и месяцев. Между тем в законе предусмотрено, что за каждый день просрочки страховщик обязан заплатить штраф в полпроцента. Довольно-таки солидное наказание. Мне доводилось слышать от некоторых представителей страховых компаний опасения по поводу того, что «черные автоюристы» будут выставлять от имени своих клиентов необоснованные претензии, зарабатывая на штрафах и затягивая ремонты. Кроме того, тайной за семью печатями остаются критерии качества ремонта. Следует признать, что современных методик оценки качества нет. И, следовательно, будут перегибы с обеих сторон. Может запросто схалтурить автосервис и не только на качестве ремонта, но и на запчастях сэкономить, поскольку по закону они должны быть новыми, но не обязательно оригинальными.

И со стороны пострадавших водителей можно ждать своеобразного «потребительского экстремизма» в желании сполна воспользоваться белыми пятнами закона, чтобы получить дополнительные компенсации, в т. ч. штрафные. Но, как говорится, потребитель всегда прав.

Новый закон вступит в силу после его опубликования. Предполагается, что уже в мае полисы ОСАГО будут продаваться по правилу «натурального возмещения». А по старым полисам до завершения срока их действия страховые компании в качестве возмещения ущерба будут платить живые деньги.