После 60 и колонии – время жить

Время – неумолимая штука, и для кого-то это неопровержимый, но досадный факт реальности. Для других же – осужденных, - единственная мысль, дающая силы жить дальше в мечтах о том моменте, когда ворота исправительного учреждения распахнутся и закроются - только уже за спиной.

Так обычно бывает в представлении простого обывателя, не учитывающего неповторимость каждой человеческой судьбы, в эпизодах которой реальный срок заключения может быть одним из многих разрушающих нормальное течение жизни факторов. Кто-то попадает в места лишения свободы потому что, как говорят, без царя в голове, и от таких людей со временем, проведенным в колонии, чаще всего, отказываются семьи и друзья. Эти осужденные, переосмыслив содеянное, с нетерпением ждут своего «звездного часа», когда период жизни за колючей проволокой останется только в памяти, в надежде все вернуть и исправить, вымолить прощение у родителей, супругов, детей, постараться вновь заполнить собой каждую минуту их жизни.

Но есть и люди, которые нередко еще до зоны по разным причинам теряют связь с близкими и родными и ждут даты окончания срока отбывания наказания со смешанными чувствами… Это страх неопределенности. Он только усиливается, если у осужденного нет дома или хотя бы места, где его ждут. В таких случаях можно представить себе мысли человека: дома нет, работы нет, ты никому не нужен. Ценность свободы утрачивается. Все это влечет за собой неминуемый рецидив.

Для предотвращения повтора преступлений и оказания социальной и психологической помощи именно таким людям при исправительных колониях созданы группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники таких групп помогают тем, кто готовится к освобождению, нормально адаптироваться в условиях свободной жизни.

- Мы можем помочь осужденным найти временное место жительства в каком-либо социальном центре, оказать содействие в трудоустройстве, подобрать вакансию. До этого проводим с ним активную психологическую и воспитательную работу в рамках «Школы освобождения», - рассказывает сотрудник ИК-2 УИС Ставрополья, старший лейтенант Лариса Вальман.

И проводит пример. Недавно из ИК-2 освободился осужденный 66-летний Виктор Ж., проведший в колонии почти 9 лет. Неоднократно судимый уроженец одной из республик постсоветского пространства отсидел в общей сложности 23 года. Еще до первой «ходки» и до распада Союза с женой развелся и потерял связь с семьей, знал только, что они переехали на территорию Приволжского федерального округа. Значения этому не придал тогда и пустился в разгульную жизнь, которая поносила по просторам бывшего Советского Союза и привела на скамью подсудимых, а потом и в исправительное учреждение. Раз, второй..

На третий он попал на Ставрополье. Здесь под воздействием воспитательной и психологической работы, на которую, по словам, сотрудников колонии, реагировал адекватно, и произошло переосмысление жизненного пути. Виктор захотел разыскать сына и дочь. Но время упущено: дети научились прекрасно жить и без отца, и теперь не имели в нем нужды. Виктор на них не обижается, понимает, что сам виноват. Лишь в глазах теплится искра надежды на получение прощения и примирение.

– Родная кровь ведь, - говорит он.

За годы скитаний, переездов и сроков лишения свободы так и не сумел Виктор обзавестись новой прочной семьей, поэтому и дома, куда бы мечтал вернуться, у него к моменту освобождения не было. Тут и пришли на помощь сотрудники исправительной колонии № 2, оформили все, что нужно для устройства его в «Свистухинский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий». Центр расположен в поселке Свистуха Кочубеевского района – примерно в 70 километрах от краевого центра.

Дорога к нему извилистая, местами размытая и ухабистая, как и жизнь обитателей социального учреждения. Но здесь бывшему осужденному Ж. комфортно и спокойно, хоть он и новичок, все же успел наладить контакты, как с администрацией центра, так и остальными подопечными.

По словам работников социального учреждения, Виктор к труду относится уважительно: помогает в уходе за клумбами, в пищеблоке, по двору, а свободное время проводит в компании книг, которые берет в библиотеке при Центре.

Несмотря на тернистый и долгий путь к законопослушной жизни, на потерю всех связей с семьей и родственниками, о которых знает так мало, у Виктора сильна уверенность, что все нормализуется.

- Жизнь ведь продолжается. Мне только 66, и жить еще долго. Надеюсь, и счастливо…

Светлана ОГАНЕСЯН