Дорогу осилит едущий

Хочешь жить – умей вертеться. Фраза, не знакомая разве что малышам, которым вертеться еще не нужно. А подавляющему большинству людей трудоспособного возраста она уже оскомину набила. И хорошо, когда для «верчения» есть и силы, и здоровье. А когда жизнь забирает чудесный дар природы – способность передвигаться на двух ногах – вот тут и начинается ежедневный экзамен на выживание.

Андрей Юрьевич Говоруха, инвалид 1 группы с более чем 20-летним стажем, не сразу согласился о себе рассказать. Мол, нет во мне ничего особенного, инвалид-колясочник, живу, как и многие другие. Но чуть позже, за чашкой чая, Андрей Юрьевич и его мама Галина Георгиевна, не сдерживая эмоций, рассказывали о своей жизни. Жизни до и после страшной аварии, которая изменила все.

Тогда семья Говоруха жила в Белгородской области. Андрей работал рыбоводом. Обычный рабочий день, проселочная дорога, по которой Андрей не раз ездил на стареньком мотоцикле, вела к отдаленному участку рыбного хозяйства. На очередном повороте мотоцикл занесло, водитель не справился с управлением. Секунды – и от прежней жизни, счастливой и размеренной, не осталось и следа. Диагноз «перелом позвоночника» означал коренной перелом в судьбе молодого человека.

Потянулись дни и месяцы, наполненные борьбой за здоровье, отчаянием, сменяющимся надеждой. Врачи не давали утешительных прогнозов. Андрей – сильный, молодой и до недавнего времени здоровый мужчина, оказался прикованным к постели. Мама, Галина Георгиевна, все силы и время тратила на поиски специалистов, способных помочь сыну. Жена продолжала работать, а дома становилась сиделкой мужу. Но страх перед будущим, безденежье, пролежни, с которыми не могли справиться никакие проверенные народные средства, не оставили сил для борьбы молодой женщине. Не выдержав, жена забрала маленькую дочку и уехала.

Как бы ни было больно, но Анд­рей не осуждал ее. Ей, молодой, здоровой, вся жизнь открыта, а с ним ни она, ни дочь не будут счастливы. Он – обуза для них.

Волею судьбы и стараниями матери, которая смогла достучаться до министра рыбного хозяйства СССР, Андрей попал на лечение в Институт нейрохирургии им. Н. И. Бурденко в Москве. Врачи и там не обнадеживали, но смогли справиться с причинявшими мучения пролежнями.

После лечения в московской клинике мать и сын решили вернуться в Дагестан. Дома ведь и стены помогают. Однако домашние стены стали для Андрея крепостными, а лестничные пролеты пяти этажей были непреодолимым препятствием между реальной жизнью и ее наблюдением из окон высотки.

Несколько месяцев прошли в вынужденной изоляции, пока Галина Георгиевна добивалась от чиновников получения квартиры на первом этаже. И теперь остались всего лишь три ступени, которые Андрей не мог преодолеть без посторонней помощи. Пока у входа в подъезд не был построен пандус.

Жилищный вопрос решился. На смену ему пришла другая проблема – как выжить в сложных условиях безденежья. Андрей вспомнил, что от дедушки ему досталась фотоаппаратура и фотореактивы. Пригодились и знания, которыми поделился парень из Белгородской редакции, обучая основам фотографирования и проявки фотографий. С сестрой разделили «должностные обязанности»: в школах и детских садах она фотографировала на праздниках детвору, а Андрей выбирал лучшие снимки, проявлял пленку, а фотографии в качестве рекламы отдавали воспитателям и учителям. И вскоре это стало приносить плоды – фотографии стали покупать. Но и затраты на фотобумагу и реактивы тоже увеличились. Но такая творческая отдушина помогла мужчине немного воспрянуть духом, почувствовать свою нужность.

Из родного, но ставшего таким беспокойным, Дагестана они с мамой были вынуждены уехать. Поселившись в Светлограде, Андрей стал осваивать незаполненные ниши местной индустрии развлечений, открыл летний бассейн для ребятни. Идея хорошая, но прибыли она практически не принесла, поэтому и просуществовал бассейн недолго.

Идей, интересных и не избитых, у Андрея было много, только пришлось отказаться от их осуществления – слишком много сил уходит на преодоление препятствий, создаваемых людьми, на оформление бесконечных бумаг и т. д. Поэтому, чтобы не дать себе засохнуть, выбрал путешествия – по просторам всемирной паутины, открывая новые горизонты, осваивая новые программы и просто наслаждаясь хорошими фильмами.

Кстати, и настоящие поездки его тоже увлекают. К сожалению, случаются они нечасто и, в основном, в санатории КМВ, но, бывая с мамой в новых местах, он любит фотографировать окружающий мир. А еще в электронных альбомах Андрея Юрьевича собралось множество ярких, живых фотографий, запечатлевших маму. Вот она со счастливой улыбкой на лице среди мохнатых одуванчиков в ярко-зеленой траве, вот – кормит с руки юркую, смелую белочку, а вот – пытается обнять вековое дерево.

Глядя на этих улыбчивых людей, сложно поверить в то, что им пришлось пережить. Не озлобились они на людей, не стали отшельниками, живущими вдали от мира. Наоборот, стараются сделать его красивее и радостнее. Вот только наши герои сетуют на то, что, несмотря на принятый еще в 2008 году краевой закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур», эти инфраструктуры доступными назвать очень сложно. Вот и приходится бороздить интернетпросторы вместо того, чтобы жить полноценной, насколько это возможно в сложившейся ситуации, жизнью.

Светлана ЗЛОБИНА