06:14, 14 марта 2015 года

Ольга Силюкова: снизить недовольство населения сферой ЖКХ возможно

А с 2015 года, напомним, в систему органов исполнительной власти края вновь возвращено министерство ЖКХ. Принципиальным моментом можно считать то, что «воскрешенное» ведомство полностью освобождено от так называемой непрофильной нагрузки. И это логично в силу немалого объема корректировок жилищного законодательства и массы вопросов, поступающих от ставропольцев, по поводу тарифов, состояния инфраструктуры, работы управляющих компаний и ресурсоснабжающих предприятий. Ведь, с одной стороны, мало какая отрасль, как ЖКХ, в последние годы подверглась столь существенному реформированию, а с другой – она по-прежнему остается одной из самых критикуемых, причем зачастую вполне справедливо.

Устранить все болевые точки в силу разных причин пока невозможно, признает министр ЖКХ края О. СИЛЮКОВА, однако минимизировать недовольство  населения коммунальщиками можно. Об этом мы побеседовали с ней накануне Дня работника жилищно-коммунального хозяйства, традиционно отмечаемого в России в третье воскресенье марта.

– Ольга Александровна, в прессе много раз говорилось о том, что главная задача, поставленная перед министерством, заключается в том, чтобы сделать сферу ЖКХ более понятной, а главное, прозрачной. Если честно, то в отношении жилкомхоза в такую перспективу слабо верится и даже кажется, что легче слона на-учить танцевать...

- Подобные сомнения вполне оправданны. И не нужно строить иллюзий по поводу того, что процедура лицензирования управляющих компаний сразу приучит их к дисциплине или с запуском системы капремонта жилого фонда вмиг преобразятся «несвежие» многоэтажки. Тем не менее если на уровне региона будут заданы четкие, понятные и выполнимые правила игры, а также налажен эффективный контроль за их выполнением, то градус напряженности точно можно снизить.

Правительством Ставрополья для министерства ЖКХ уже утверждена так называемая «дорожная карта», рассчитанная на 2015 – 2017 годы. Большое значение в ней отведено, скажем так, просветительской работе. И уверяю, это не какое-то абстрактное понятие, а комплекс конкретных мер. В частности, Ставрополье наконец присоединится к регионам, участвующим в федеральном проекте «Школа грамотного потребителя». На базе администраций районов и городов появится сеть центров, где на постоянной основе будет вестись работа по обучению населения азам коммунальной и жилищной грамоты. Старт намечен уже на 26 марта, впоследствии во всех территориях занятия будут проводиться во второй и четвертый четверг каждого месяца.

Министерство снабдит муниципалитеты всеми необходимыми лекционными материалами, методичками и наглядными презентациями, время от времени для проведения консультаций на места будут выезжать краевые специалисты и привлекаться представители ресурсоснабжающих предприятий. Сначала планируем плотно поработать со старшими домов, председателями ТСЖ, постепенно вовлекая и активное население. При этом понятно, что люди хотят не просто послушать лекцию, а в первую очередь найти ответы на волнующие вопросы или разрешить личные проблемные ситуации. В этом им также будет оказываться помощь, чтобы конфликты можно было погасить, не доводя до критической точки. Таким образом, собственники будут учиться на равных вести диалог с коммунальщиками. Согласитесь, отстаивать свои права намного легче, когда хорошо знаешь их...

– Тем не менее я хорошо представляю себе ситуацию, когда отнюдь не заядлый жалобщик, а вменяемый и, например, воодушевленный лекциями человек придет в управляющую компанию, чтобы указать на какие-то явные изъяны в ее работе, но столкнется он, мягко говоря, с не очень радушным приемом. И не факт, что «управляйка» кинется что-то исправлять. Как добиться той самой обратной связи?

- Действительно, в общении с населением управляющие компании находятся на передовой, но надо признать, что многие от собственных клиентов отделились высоким барьером и формально относятся к прописанным в законодательстве обязанностям. Эту ситуацию в крае точно нужно менять и разворачивать «управляйки», как говорится, лицом к потребителям услуг.

С одной стороны, сделать рынок управления многоквартирным жилым фондом более цивилизованным призвано значительное ужесточение жилищного надзора. Продолжающееся сейчас лицензирование УК как раз должно отсечь самых недобросовестных игроков, а также простимулировать остальных привести свои финансовые дела и взаимоотношения с собственниками жилья в порядок. Ведь наконец появились внятные механизмы, как нерадивая компания может навсегда лишиться права управлять жилищным фондом.

В свою очередь, министерство займется внедрением общей идеологии, которой должны будут руководствоваться ставропольские «управляйки». Она будет основываться на определенной методологии, чтобы управляющие компании строили свою работу не так, как мыслит каждая сама себе в отдельности, а как предписано. Реальность такова, что среди управленцев довольно формальным и избирательным остается отношение к утвержденным правилам работы. На самом деле ведь есть минимальный набор мер, который надо выполнять по содержанию многоквартирного дома и прилегающей территории. Но приведу простые примеры: в единицах многоквартирок ведется полноценная подготовка к их сезонной эксплуатации, что предполагает, в частности, промывку систем отопления до и после отопительного сезона, а содержание большинства подъездов, как правило, ограничивается лишь мытьем полов. Общая статистика хорошо показывает, что работа большинства УК сведена к устранению аварийных ситуаций, тогда как их нужно предупреждать.

Но кроме стандартов работы на краевом уровне будут разработаны все формы документов, начиная от договоров с жильцами и отчетности УК, чтобы уйти от тех «филькиных грамот», которые зачастую подсовываются населению. Ведь, рассматривая жалобы граждан, мы сталкиваемся с тем, что «управляйки» даже позволяют себе разные маневры внутри уже утвержденного общим собранием тарифа – например, постепенно наращивают расходы на содержание персонала, сокращая траты на те или иные работы по дому. В этом плане концепцию отношения управляющих компаний к жителям многоквартирных домов также нужно менять. Все движения финансов УК рекомендовано согласовывать с собственниками. В частности, это касается и привлечения сторонних организаций. Например, расчетных центров. Эти вопросы нужно выносить на общие собрания, рассказывать людям, на что будут потрачены их деньги, спрашивать их согласия.

Но настаивая на унификации работы УК и повсеместном исполнении стандартов, мы намерены также дать населению инструмент, с помощью которого они смогут просчитать, а значит, и проконтролировать стоимость и качество обслуживания своего дома. Появится своеобразный калькулятор: введя основные характеристики своей «многоквартирки», любой желающий сможет наглядно увидеть минимальный объем необходимых работ и затрат на ее содержание. Не секрет, что сейчас люди имеют абстрактное представление, чего можно требовать от управленцев, но хотят знать, сколько услуг вообще может им предоставляться, с какой периодичностью и по какой цене. Например, мало кто знает, как часто должны убираться подъезды или прилегающая к многоэтажке территория и сколько денег за конкретный объем работ может получать тот же дворник.

– Здесь мы подходим к разговору о важности общественного контроля, без которого, к сожалению, коммунальщиков порой не приструнить...

- Неслучайно нормы о развитии системы контроля со стороны собственников недавно пополнили Жилищный кодекс РФ. Без активного участия самих людей – усилиями только региональных или местных властей, отдельных пробивных общественников – хронические проблемы отрасли не решить. Построение диалога через общественные организации – это цивилизованный путь, в отличие, например, от оскорбительных пререканий на страницах прессы или бесконечной бюрократической переписки.

У людей появился реальный интерес к тому, что происходит в отрасли, и есть стремление улучшить условия проживания. Общественным контролером может стать любой из нас. И власти со своей стороны, организуя те же самые обучающие мероприятия, заинтересованы в вовлечении в этот процесс активных, грамотных собственников. Но один в поле не воин. Эффективность работы уже доказали специальные некоммерческие организации, такие как Национальный центр общественного контроля и его региональные структуры. Следующий шаг – углубление этой работы на местах. В крае рассматриваются варианты поддержки общественных инициатив путем предоставления неких грантов или госзаказов. Эти деньги пойдут на решение оргвопросов – к примеру, на аренду помещений, оплату телефонной связи, оплату консультаций профессиональных юристов.

– Ольга Александровна, обо всех «болезнях» отрасли в рамках одного интервью поговорить просто невозможно. Однако нельзя обойти такую тему, как предстоящий капитальный ремонт жилого фонда. Саму идеологию вряд ли нужно объяснять: люди понимают, что без их вложений реанимировать дома уже невозможно. На Ставрополье стартовала кампания по сбору средств собственников. Что можно сказать по итогам двух первых месяцев?

- Главное, что система запущена и началась практическая работа. Понадобится некоторое время для шлифовки всех шероховатостей и решения локальных вопросов, которые всегда появляются при внедрении новаций.

Анализ опыта других регионов, запустивших кампанию раньше нас, показывает, что на первых порах собираемость взносов на ремонт может колебаться от 20 до 80 процентов в зависимости от качества подготовительной работы, проведенной в муниципалитетах. Картина на Ставрополье аналогичная: первые платежки были выставлены в феврале, и буквально за месяц одни города и районы отличились высокими показателями по начислению и сбору платежей, другим еще нужно провести определенную оргработу.

Но сбор средств – это полдела. Нужно будет приступать к реальному ремонту, чтобы люди видели, куда идут их деньги. В апреле в зависимости от объема аккумулируемых на счетах регионального оператора финансов будет определена сумма, какую фонд капремонта сможет израсходовать в этом году. Напомню, что в домах, где собственники решили копить деньги на спецсчетах, свободы больше: люди коллективным решением могут передвигать сроки работ, повышать взносы и т.д. Так что через месяц-два мы будем оперировать более конкретными цифрами.

Но тем не менее на апрель также запланировано начало работ на тех домах, где ремонт будет сделан за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, регионального и местного бюджетов. Напомню, что деньги предназначены для почти сотни домов, собственники помещений в которых согласились авансировать 15 процентов стоимости ремонта. В их число вошли как дома, выбравшие в свое время в качестве «копилки» спец-счета, так и доверившиеся региональному оператору.

– В общем, самое интересное впереди. А насколько вообще изношен жилой фонд в крае?

- Около 60 процентов – таков уровень износа коммунальной инфраструктуры и около 50 процентов – по объектам жилого фонда на Ставрополье. Из почти 9,5 тысячи многоквартирных домов, вошедших в 30-летнюю региональную программу капитального ремонта, более 1,3 тысячи изношены более чем на 60 процентов, еще чуть более трех тысяч – примерно наполовину. Эти цифры подробно отражены в тех базах данных, на основе которых составлялась упомянутая программа. Знаю, что многие ставропольцы с ней уже ознакомились.

Вместе с тем напомню, что переживать по поводу каких-то вкравшихся неточностей или ошибочных данных не нужно. Информацию для программы предоставляли муниципалитеты, от которых ранее не требовалось отслеживать и документировать состояние жилищного фонда, занимаемые им площади и протяженность коммунальных сетей. Потому многое зависело от качества проведенной работы. Изначально было предусмотрено, что программа – гибкий инструмент, который подлежит актуализации не реже одного раза в год. И вскоре многие выявленные за минувший год несоответствия будут вычищены.

– В любом случае в рамках подготовки к запуску системы капремонта был собран большой массив данных по жилищному фонду края. Базы и сейчас продолжают уточняться, пополняться... По идее, уже не должно возникнуть проблем корректности информации к 2017 году, когда полноценно должна заработать государственная информационная система (ГИС) ЖКХ, не так ли? В законе нарисована почти идеальная картина: абсолютно всю информацию о начислениях по «коммуналке» можно будет получить в режиме онлайн, оплатить дистанционно, узнать о работе управляющей компании, ТСЖ или поставщиках ресурсов и оценить их работу.

- Да, регионам еще предстоит сводить воедино данные ресурсников, управляющих компаний, органов исполнительной власти. Нет сомнений, что если процесс пустить на самотек и предоставить доступ в информационную систему всем, то увидим разночтения чуть ли не по каждой квартире. То есть, по идее, должен быть отдельный администратор, который будет соединять все поступающие данные, анализировать, проверять и вносить правдивые параметры по объектам жилого фонда, их собственникам. Только тогда в федеральную систему мы сможем выгрузить полную и корректную информацию. Серьезная работа, как вы правильно заметили, уже начата. И я уверена, что в отведенные сроки мы придем к нужному результату.

– Актуальна бюджетная тема. Как известно, ряд расходных статей краевой казны временно заморожен. Коснулось ли это сферы ЖКХ?

- Пока в наименьшей степени: заморожены траты, запланированные для пополнения запасов, предназначенных для ликвидации ЧС (22 млн рублей) и аварийных ситуаций (около 11 млн рублей). Необходимые резервы материалов, техники и средств пока есть. Но надеемся, что неприятных сюрпризов нам удастся избежать.

Кроме программ модернизации объектов ЖКХ бюджетных вливаний в отрасль не предусмотрено. Да и в целом отмечу, что жилищно-коммунальный комплекс все ближе к самоокупаемости, о чем раньше можно было только мечтать. Уже не дотируются казной тарифы, за счет собственников будет проводиться капитальный ремонт жилищного фонда, а предприятия ЖКХ реализуют собственные инвестиционные программы. Конечно, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, мы не питаем особых иллюзий и не возлагаем больших надежд на инвесторов, готовых на условиях государственно-частного партнерства обновлять коммунальную инфраструктуру и вообще вкладывать деньги в ЖКХ. Но работать над этим будем в любом случае.

Так, среди привлекательных направлений прежде всего нам видится участие частного бизнеса в сборе и утилизации коммунальных отходов. Ранее на Ставрополье была разработана соответствующая региональная программа, в ближайшее время министерство ЖКХ ее актуализирует. Однако неизменно то, что ее финансирование предполагается в том числе за счет частных инвестиций.

– Ольга Александровна, давайте завершим беседу обращением к тем, кто 15 марта отмечает профессиональный праздник.

- Жилищно-коммунальный комплекс Ставрополья в настоящее время объединяет почти четыре сотни предприятий, где трудятся более 45 тысяч человек. Я благодарю всех, кто работает в ЖКХ края. Это большой и очень ответственный фронт работы. Зачастую ставропольцы даже не задумываются о том, сколько людей трудится над тем, чтобы в их дома бесперебойно поступали электричество, вода, тепло и газ, чтобы было удобно и безопасно жить в многоквартирных домах, чтобы во дворах было чисто и красиво. Желаю всем работникам отрасли крепкого здоровья, успехов в работе, достатка, мира и уюта в семье!

«Снизить градус напряженности»
Газета «Ставропольская правда»
14 марта 2015 года