06:36, 14 декабря 2013 года

Вопросы обеспечения учреждений образования педагогами обсудили в минобразования Ставропольского края

Первый заместитель министра Наталья Лаврова отметила, что обеспечение высокопрофессиональными кадрами, улучшение качества подготовки педагогов, их закрепление в школах, дошкольных учреждениях остается одним из ключевых направлений работы министерства.

Тем не менее наряду с положительными тенденциями, к которым можно отнести обновление содержания и структуры педагогического образования на Ставрополье, повышение социального статуса работников образования, на увеличение зарплаты которых из бюджета края в 2013 г. выделено 3146,66 млн рублей, есть и негативные.

В течение ряда лет не уменьшается число незаполненных педагогических вакансий. Ежегодно Ставрополью требуется более 400 учителей и 300 воспитателей детсадов. К 2015 году в крае должны построить и открыть 55 новых дошкольных учреждений, поэтому потребность в воспитателях, логопедах, психологах вырастет еще на тысячу человек. Подрастающим детям в ближайшие годы нужны будут пятьсот учителей начальных классов.

В то же время в отрасли наблюдается процесс старения кадров. В 2013 году пенсионеры составляли более 21,4% ставропольских учителей. Пенсионный рубеж перешел каждый третий из школьных преподавателей математики, русского и иностранных языков. В дошкольном образовании «возрастных» работников 15 процентов. Опыт и компетентность большинства этих специалистов заслуживают уважения, но жизнь требует воспроизводства новых современных кадров, регулярного повышения их квалификации.

На фоне других субъектов РФ, подчеркнула Н. Лаврова, Ставрополье выделяется тем, что у него есть собственный педагогический комплекс. Он включает в себя два региональных вуза - Ставропольский государственный пединститут с тремя филиалами и Невинномыс­ский государственный гу­ма­ни­тар­но-технический институт. Плюс Светлоградский педколледж, а также Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кроме того, в подготовке и переподготовке педкадров участвуют федеральные вузы, расположенные на территории края, - Се­веро-Кавказский федеральный и Пятигорский государственный лингвистический университеты, Ставрополь­ский филиал Московского госу­дар­ст­вен­но-гуманитарного универ­ситета им. Шолохова.

Эта сеть образовательных учреждений является достаточной для формирования в регионе работоспособного педагогического корпуса. Так, в настоящий момент по бюджетной и внебюджетной формам обучения педагогические специальности получают в крае 10343 человека.

Вопрос в том, как после окончания профессионального образования они трудоустраиваются. И почему те, кто приходит работать в школу, детсад, там не задерживаются.

Н. Лаврова отметила, что учительская профессия все еще остается непрестижной в общественном мнении. По специальности трудоустраиваются 54% новоиспеченных работника образования. Налицо слабая мотивация стать педагогом как у абитуриентов, так и у выпускников вузов.

Есть проблема и в закреплении молодых специалистов в учреждении образования, особенно на селе. И в том, что так называемый целевой набор в том виде, в каком он существует сейчас, не дает ожидаемых результатов.

Ясно, что в кадровой политике отрасли грядут перемены. Так, в будущем году министерство планирует в подведомственных ему учреждениях профобразования увеличение контрольных цифр приема на те педагогические специальности, в которых есть наибольшая потребность в нашем регионе. Как можно было понять из доклада, это не означает, что набор абитуриентов на «дефицитные» специальности «начальные классы» или «математика» механически увеличат. Перераспределение контрольных цифр набора будет происходить за счет внутренних резервов вуза, колледжа. В соответствии с планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в СК на 2013 - 2018  гг.» («дорожная карта») набор студентов на обучение по программам высшего образования, имеющим низкую востребованность в учреждениях профобразования, будет сокращаться. В докладе было высказано предложение в адрес федеральных вузов согласовать возможность подготовки (в рамках бюджетной формы обучения) педагогических работников, необходимых Ставрополью.

Меняются и правила, по которым в городах и районах формируется целевой набор абитуриентов на обучение социально значимым профессиям. На этот счет в ноябре 2013  г. было принято соответствующее постановление Правительства РФ. В частности, выпускник ву­за - целевик, не выполнивший условия договора по трудо­устройству (за исключением оговоренных случаев), отныне будет обязан возместить в полном объеме затраты на предоставленные ему меры социальной поддержки и уплатить штраф.

В ходе обсуждения директор института образования и социальных наук СКФУ, доктор педагогических наук профессор Валерий Шаповалов предложил «с карандашом в руке» просчитать потребность в педагогических кадрах каждого района, города Ставропольского края сегодня и на перспективу и исходить из этой конкретики всем - и региональным вузам, и федеральным, и краевому министерству. Руководитель гимназии № 10 ЛИК г.  Невинномысска А. Калкаев говорил о качестве высшего педагогического образования. В этом учебном году, по его словам, учительский коллектив гимназии пережил шок: на работу в должности преподавателя русского языка был принят молодой специалист с красным дипломом и магистерской степенью, которому дети... исправляли на классной доске грамматические ошибки. «Есть ли смысл в такой магистерской подготовке учителя? - вопрошал А. Калкаев. - Не лучше ли «продленный» бакалавриат с основательной практической подготовкой?»

Именно о такой подготовке будущих учителей в СГПИ рассказала проректор вуза Александра Шумакова. Здесь введены программы пятилетнего бакалавриата, позволяющие студенту овладеть двумя смежными профилями (математика - информатика, история - иностранный язык и др.). Такая специализация педагогов весьма востребованна, особенно на селе. А. Шумакова высказала сомнение в целесообразности планируемого (согласно «дорожной карте») уменьшения набора по ряду педагогических направлений.

После перерыва на заседании появился Василий Лямин, недавно утвержденный в должности министра образования и молодежной политики края. Непогода задержала его в столичном аэропорту. Он прокомментировал некоторые аспекты обсуждаемой на коллегии темы. В частности, подчеркнул, что принят жесткий краевой бюджет и увеличение госзадания на подготовку и переподготовку специалистов по наиболее востребованным специальностям возможно только за счет перераспределения цифр набора внутри вуза.

В совещании приняли участие председатель комитета по образованию и науке Думы СК Людмила Кузякова, депутат краевой Думы, глава совета ректоров СК, ректор СтГАУ Владимир Трухачев.

«Откуда взять учителя»
Газета «Ставропольская правда»
14 декабря 2013 года